Повторение и обобщение по теме «Имя числительное» Тема урока
Cлайд 2
Цели урока: ПОВТОРИТЬ И ЗАКРЕПИТЬ ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ И СКЛОНЕНИЯ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ. СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ НАВЫКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ, ОСОБЕННО В УСТНОЙ ЕЁ ФОРМЕ, В СООТВЕТСТВИИ С НОРМОЙ. РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ УСТНОЙ РЕЧИ
Cлайд 3
Эпиграф Как обойтись бы без числа Наука точная могла? Расчет во всяком деле нужен. Ты и с числительным будь дружен!
Cлайд 4
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ РАЗМИНКА ПРОМЕНЯЛА ПРАСКОВЬЯ КАРАСЯ НА ТРИ ПАРЫ ПОЛОСАТЫХ ПОРОСЯТ. 2. В АКВАРИУМЕ У ХАРИТОНА ЧЕТЫРЕ РАКА ДА ТРИ ТРИТОНА. 3. ВОСЕМЬ СЦЕПЩИКОВ СЦЕПЛЯЮТ ЦИСТЕРНЫ
Cлайд 5
История о числе Миллион Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать свое восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова МИЛЛИ, означающего «тысяча», и ОНЕ, соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ищ- (например, домище, ручища, лесище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову тысячища.
Cлайд 6
Таинственное число Семь – особое число, в нем есть некое волшебство. Семь дней в неделе, семь планет на небе, семь мудрецов на свете было, семь чудес на свете, семь раз отмерь, а один раз отрежь, семеро одного не ждут, семи пядей во лбу, до седьмого пота, быть на седьмом небе, семь шкур спускать с кого-нибудь, семь бед-один ответ и другие. Это наиболее известные пословицы и фразеологизмы с числительным семь.Как видите, их не мало. Чем это объяснить? Примерно 4 тысячи лет назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас. Число 7 считалось священным и было весьма распространено.
Cлайд 7
Из истории числительных Начиная с 11 и кончая двадцатью и тридцатью, числительные имеют необычное сочетание –дцать, которое в других числительных не встречается. Почему? Все мы знаем числительные первого десятка. Числительные второго десятка создавались уже на основе имеющихся числительных, что как нельзя лучше говорит о действии закона экономии. Наши предки считали: один на десяте, два на десяте, т.е. один плюс к десяти, два над десятью. Постепенное слияние трех слов в одно слово и дало нам одиннадцать, двенадцать, тринадцать; числительное один, два, три и другие хорошо «сохранились» в них, а десять, находившееся в заударном положении, подверглось фонетическому изменению. Так и возникло необычное сочетание - -дцать, входящее теперь вместе с бывшим предлогом на в суффикс.)
Cлайд 8
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В КАКИХ СЛОЖНЫХ СЛОВАХ ВМЕСТО ТРЁХ ПИШЕТСЯ ТРЕ-? НАЗОВИТЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ, КОТОРЫЕ ПИШУТСЯ С УДВОЕННЫМИ СОГЛАСНЫМИ? КАКИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ В ОДНОМ ИЗ КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ ПИШУТСЯ С ДВУМЯ И ДАЖЕ С ТРЕМЯ Ь ? КАКИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ОБЛАДАЮТ РОДОВЫМИ РАЗЛИЧИЯМИ? КАК УПОТРЕБЛЯТЬ В РЕЧИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧАСЫ, НОЖНИЦЫ, СУТКИ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ ДВА, ТРИ?
Cлайд 9
Домашнее задание Написать сочинение миниатюру на лингвистическую тему «Эта трудная и интересная часть речи – имя числительное»