Цель : выявление влияния лингвистических тренажеров как одного из видов контроля за знаниями , умениями и навыками учащихся на развитие орфографических и пунктуационных навыков и повышения грамотности учащихся.
Cлайд 3
На сегодняшнем этапе использование лингвистических тренажеров на уроках русского языка при опросе учащихся с целью развития орфографических и пунктуационных навыков позволяет учителю реализовывать свои педагогические идей, а учащимся дает возможность выбора в огромном образовательном пространстве. Тем самым реализуется главная идея образования – индивидуальный и дифференцированный подход к ученику с учетом его личностного развития. Проблема исследования обусловлена тем, что опрос школьников чаще всего проводится учителем « стихийно» или однообразно, а без четко спланированной системы ежедневного контроля (опроса) учащихся отмечается низкий уровень знаний, умений и навыков школьников. Необходимость избранной темы объясняется огромной значимостью затрагиваемого материала для современной школы в условиях единого государственного экзамена.
Cлайд 4
Объектом исследования являются лингвистические тренажеры, которые используются на уроках русского языка с целью контроля знаний, умений и навыков учащихся. Предметом исследования является выявление зависимости между использованием в процессе контроля знаний, умений и навыков учащихся лингвистических тренажеров и качественных результатов обучения русскому языку, развитием образно-логического мышления внимания, познавательного интереса к предмету.
Cлайд 5
Использование на уроках лингвистических тренажеров предполагает не просто зрительное предъявление материала, но и определенную группировку и систематизацию полученных знаний, обеспечивают длительное экспонирование языкового материала. В его форме заложены возможности для широкого использования приема сравнения, облегчающего понимание изучаемого материала, сознательное усвоение его , раскрытие тех отношений противопоставленности, которые свойственны языку. Указанные особенности лингвистических тренажеров позволяют наметить наиболее целесообразную сферу применения их : формирование орфографических и пунктуационных навыков , а главная дидактическая функция состоит в том, что они призваны вооружить ученика ориентирами для применения правила, должны создать ориентировочную основу действия.
Cлайд 6
Что значит лингвистический тренажер ? Это разбивка правила на несколько этапов, вычленение особенностей правила. В чем преимущество лингвистического тренажера? Лингвистический тренажер выделяет главное, основное в изучаемом правиле, облегчает понимание орфографической закономерности, что очень важно с точки зрения формирования навыков. Лингвистический тренажер помогает запомнить правописание орфограмм, слов- исключений. Лингвистический тренажер позволяет максимально обыграть каждую орфограмму, охватить гораздо больший круг слов. 4. Лингвистический тренажер можно использовать в качестве помощника при выполнении заданий и упражнений. Лингвистический тренажер используется на контрольно-обобщающих уроках в качестве одного из приемов проверки знаний и умений учащихся. Таким образом, лингвистический тренажер облегчает понимание, применение и запоминание правила, является хорошим контролером знаний учащихся.
Cлайд 7
Cлайд 8
Лингвистический тренажер - КРУГ
Cлайд 9
словарь словарь
Cлайд 10
Лингвистический тренажер- ИНФОРМАТОР Вспомни ! Задание Примеры Десять существительных на –МЯ (бремя, время, племя, семя, стремя, темя, вымя, знамя, пламя) и сущ. муж. рода путь в род., дат и предложном пад. ед. числа имеют окончание –И , а в творит. пад. –ЕМ. В суффиксе ЕН- сущ-ых на –МЯ пишется буква Е Запиши слова время, пламя в форме родительного и предложного падежей ед. числа. Вставь пропущенные буквы. Укажи падеж существительных Язык плам…ни костра, к…саться знам…ни, до поры до врем…ни, под брем…нем лет, не дать погаснуть плам…ни.
Cлайд 11
Лингвистический тренажер – «пятиминутка» Соб…рать хворост Заб…рать домой Бл…стательная победа Расст…лается туман Подб…рать цитату Разд…рает шкуру Уп…реться ногой Оп…реться на плечо Соб…раться в школу Зап…рать дверь Пост…лить постель Зам…реть от восторга Бл…стящий лед При…дираться к мелочам Бл…снул вдали Забл…стела река Ст…реть написанное Зад…рать нос Раст…рать краски Забл…стеть на солнце Расст…лить ковер Выт…реть ноги Расст…лать листы Приж…гать рану Заж…гал свет Бл…стал на балу Уп…рался в подставку
Cлайд 12
Стро…м Купа…м Стел…м Смотр…м Сгиба…м Слыш…м Та…м Зна…м Ман…м Е Е Е Е Е Е Е Е Е И И И И И И И И И
Cлайд 13
Лингвистический тренажер - тест 1. Какое из устаревших слов «начало свою вторую жизнь» в современном русском языке? А. лапотник Б. Дума В. княжич Г. боярин 2. Какая из данных пар слов не является антонимами ? А. юный – старый Б. щедрый – скупой В. присутствовать – отсутствие Г. создавать – разрушать 3. В каком предложении есть фразеологизм ? А. Птица расправила крылья и взвилась в небо. Б. Они решили пойти навстречу матери и рассказать ей обо всем. В. В конце коридора они увидели свет. Г. Мы продвигались к озеру черепашьими шагами.
Cлайд 14
Карточка контроля знаний. № А Б В Г Д Е 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Cлайд 15
В ходе достижения цели исследования была выявлена педагогическая эффективность организации опроса с использованием лингвистических тренажеров с целью повышения орфографических навыков, которая позволила сделать вывод : о положительном влиянии использовании лингвистических тренажеров на уроках русского языка; 2. о формировании устойчивых орфографических навыков учащихся, внимания, наблюдательности; 3. о повышении познавательного интереса и положительного эмоционального фона обучения ; 4. о развитии мышления, речи учащихся, творческих способностей; 5. о повышении качества обученности учащихся;