Многоаспектная типология уроков русского языка 1. Классификация по дидактической цели. 2. Классификация по содержанию. 3. Классификация по форме.
Cлайд 2
Классификация уроков по дидактической цели: 1.Обучающие уроки Познавательные: - уроки обучения изложению и другим вторичным текстам; -обучения сочинению и другим творческим работам. Тренировочные уроки: — уроки обобщения (обобщенного повторения); — уроки систематизации (систематизированного повторения); — уроки написания развернутых текстов, в основном изложений и сочинений нормативного объема; — уроки анализа письменных работ и коррекции предметной подготовки. 2.Контрольно-обучающие уроки 3.Контрольные уроки(диагностические) Уроки текущего контроля: 1)Уроки общелингвистического контроля (языковедческой диагностики). 2)Уроки языкового контроля (языковой диагностики). 3)Уроки орфографического и пунктуационного контроля (правописной диагностики). 4)Уроки речевого контроля (речевой диагностики). Уроки итогового контроля (комплексного контроля, комплексной диагностики).
Cлайд 3
Классификация уроков по содержанию 1.Виды уроков по программному содержанию: Языковые: 1) Аспектные уроки. 2) Многоаспектные уроки. Правописные. Речевые: 1) Уроки по теории текста; уроки по стилистике и базовым разделам. 2) Уроки развития устной речи. 3) Уроки развития письменной речи. Языковедческие: 1) Уроки о русском языке. 2) Уроки по теории языкознания. 3) Уроки по истории русского языка; уроки о русистах, уроки о справочной и другой лингвистической литературе.
Cлайд 4
2. Виды уроков по реальному содержанию: -уроки без определенной разговорной темы; -уроки с заявленной разговорной темой: 1. Уроки с одной лексико-тематической группой слов. 2. Уроки с единой разговорной темой дидактического материала, например «Осень». 3. Уроки с фразовым дидактическим материалом одного жанра. 4. Уроки по текстам об одном авторе. 5. Уроки, близкие к урокам словесности, проводятся по художественным текстам одной эпохи, одного жанра, одного автора. -интегрированные уроки: 1) Уроки словесной интеграции. 2) Уроки межпредметной интеграции. 3) Уроки искусствоведческой интеграции.
Cлайд 5
Классификация уроков по форме: 1.Виды уроков по методам обучения: 1) Уроки с преобладанием вербальных методов Уроки с преобладанием метода языкового анализа, наблюдений. Уроки с преобладанием метода самостоятельной работы: уроки конспектирования, тезирования. 4) Уроки с преобладанием метода наглядного обучения, мультимедиа-уроки. 5) Уроки с преобладанием метода упражнений: практикумы — классические, модульные, проектные, игровые.
Cлайд 6
2.Виды уроков по технологии обучения: Классические. Уроки вузовских форм: 1) Уроки-лекции. 2) Уроки-практикумы. 3) Лабораторные уроки. 4) Уроки-семинары. 5) Уроки-консультации, уроки-зачеты, уроки- экзамены. Инновационные уроки: 1) Уроки с психологизацией. 2) Уроки с использованием компьютерных программ . 3) Уроки с взаимообучением.
Cлайд 7
Уроки игровых форм: 1. Уроки в форме деловых игр: редакция, суд, заседание ученого совета, конференция, научный семинар, круглый стол, аукцион, презентация, дебаты. 2. Уроки в форме ролевых игр: на приеме у врача, в мастерской. 3. Уроки в форме телепередач: устный журнал, виртуальное путешествие, «живая» газета, телемост. 4. Уроки конкурсные: «Счастливый случай», эстафета, «Что? Где? Когда?», викторина, КВН. 5. Уроки театрализованные (инсценировки, сказки, концерты).
Cлайд 8
Уроки группового обучения: 1. уроки взаимообучения — в парах постоянного или сменного состава; 2. уроки группового обучения — в бригадах и иных группах; 3. уроки проектные — подготовки и защиты групповых проектов. Уроки свободной формы. Уроки реальной экскурсии. Виртуальные уроки. Бинарные уроки.
Cлайд 9
3.Виды уроков по речевой деятельности Уроки в «г р о м к о й» р е ч и : 1) Уроки слушания, чтения, говорения. 2) Уроки слушания и письма. 3) Уроки говорения и письма. «Тихие» уроки (молчанки): 1) «Немые» диктанты и изложения. 2) Уроки самообучения . 3) Уроки «тихого» контроля .
Cлайд 10
ЛИТЕРАТУРА Гдалевич Л. А., Фудим Э. Д. Уроки русского языка в 5 классе. - М., 1991. Литневская Е. И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе; [под ред. Е. И. Литневской]. - М., 2006. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1997. Методика преподавания русского языка в школе / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. А. Ипнолитова, М. Р. Львов; [под ред. М.Т. Баранова). - М., 2000. Обучение русскому языку в школе / Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос, М. М. Разумовская, Ю. Н. Гостева, И. П. Цыбулько; [под ред. Е. А. Быстровой]. - М., 2004. Организация учебного процесса по русскому языку в школе: хрестоматия / Сост. Б. Т. Панов, Л. Б. Яковлева. - М., 1991. Острикова Т. А. Лингвометодические статьи: сборник. - Абакан, 2002. Панов Б. Т. Типы и структура уроков русского языка. - М., 1986. Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В. В. Давыдов. - Т. 2. - М., 1999 [РПЭ]. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. - М., 2006. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. - М., 1980. Теория и практика обучения русскому языку / Е. В. Архипова, А. Д. Дейкина, Т. М. Воителева, Г. А. Фомичева, Н. И. Де мидова, А. П. Еремеева, Р. Б. Сабаткоев, Л. А. Тростенцова; [под ред. Р. Б. Сабатко-ева]. - М., 2005. Указатель статей, опубликованных в журнале «Русский язык в школе»: 1991-2000 годы /Сост. Т. А. Острикова. - Абакан, 2001. Ш а т о в а Е. Г. Урок русского языка в современной школе. - М., 2007.