Тема: Автоматизация звука ш в словах. Цели: Закрепление правильного произношения звука ш в словах; развитие фонематического анализа и синтеза; систематизация лексики по темам «Игрушки», «Цветы», «Часть-целое»; закрепление в речи формы единственного и множественного числа существительных.
Cлайд 3
Содержание занятия 1. Организационный момент 2. Артикуляционная гимнастика и уточнение артикуляции звука ш. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза -Прочитайте слова, замените первый звук на парный глухой Слова (на карточках) жар-…, жест-…, жить-…,жаль-…, жесть-… Ш - согл, глухой, шипящий, твердый, на письме обозначается синим кружком. При произнесении звука Ш губы округлены, зубы почти сомкнуты, язык в форме «чашечки» поднят к верхним передним зубам, выдыхаемый воздух проходит посередине языка, голосовые связки не принимают участия.
Cлайд 4
3. Отгадывание загадок Выросли в лугах сестрички, желтый глазок, белые реснички (Ромашки) - Ромашки – это много, а если одна, то как сказать? (Ромашка)
Cлайд 5
Хвост длинный, сами крошки, боятся очень кошки (Мышки) -Мышки – это много мышек, а как сказать, если одна (Мышка)
Cлайд 6
- Назовите соседей звука Ш.
Cлайд 7
4. Графический анализ слова мышка. Выделение звука ш.
Cлайд 8
5. Графический анализ слова груша. Выделение звука ш.
Cлайд 9
6. Сравнение звуковой структуры слов мышка и груша на основе графической схемы. - Сколько слогов в слове мышка? (2) В слове груша? (2) - Сколько всего звуков в слове мышка (5). В слове груша (5)
Cлайд 10
- Количество звуков одинаково? (Одинаково) - Значит, одинаковое количество слогов (2) и одинаковое звуков (5) - Чем же различаются эти слова? Посмотрим на первый слог. - В слове мышка какой первый слог? (мыш-). А в слове груша (гру-). - Какой первый звук в этих словах? Согласный или гласный? (согласный) - Какой второй звук в слоге мыш- - согласный или гласный? (Глас.), а в слоге гру- - согласный или гласный? (Согл.). Значит, вторые звуки разные: в первой схеме – гласный звук, а во второй – согласный.
Cлайд 11
- Какой третий звук с слоге мыш- - согласный или гласный? (Согласный). А в слоге гру- - согл. или глас.? (гласный). Значит, третьи звуки разные: в первой схеме – согл. а во второй – гласный. Будем различать по второму звуку (в первой схеме – гласный, во второй – согласный) и по третьему. Второй слог в этих словах одинаковый.
Cлайд 12
7. Подбор слов к двум схемам На доске картинки: кошка, шапка, мишка, мешки, лапша, шкафы, шишка, штора, штаны.
Cлайд 13
Дети называют картинки. Затем анализируют последовательно каждое слово с опорой на второй звук и определяют, к какой схеме надо положить картинку.
Cлайд 14
8. Закрепление произношения звука Ш, в словах (по картинкам) На доске располагаются игрушки. - Что нарисовано на картинках? (Игрушки). Есть звук Ш в этом слове? Назовите соседей звука Ш. - Назовите игрушки на звук Ш.
Cлайд 15
На доске картинки с изображением цветов ( фиалки, роза, ромашки, ландыши, тюльпаны). - Что нарисовано на картинках? (цветы) Назовите их. - В названиях каких цветов есть звук Ш? Шалфей, цветы шиповника,
Cлайд 16
На доске изображения животных (кошка, волк, мышка, лошадь, медведь) - Кто нарисован на картинках? (Животные) Назовите их. А теперь назовите животных, в назывании которых есть звук Ш.
Cлайд 17
Назовите часть дома в которой есть на звук Ш (крыша) часть колеса (шина) В случае затруднений предлагаются картинки.
Cлайд 18
Шифровщик Детям предлагаются слова, в которых есть звук Ш. Если он стоит в начале слова, они рисуют если в середине слова , а если в конце, то Потом все проверяется. Кто допускает ошибку, тот рассекречен. Для развития фонематического анализа и синтеза. (акустическая дисграфия) Ребята, я приготовила вам карточки со словами, но кто-то в них исправил первую букву Ш. Теперь нельзя правильно прочитать слова. Верните на место букву Ш. Слова на карточках: чашка-…, скала-…, споры-…, накал-…, майка-…, Гарик-…, губы-…, фланг-…, тапки-…
Cлайд 19
Дифференциация букв И-Ш в словах. (Оптическая дисграфия) (известно Ш-3, И-2) Расшифруйте слова и объясните их значение. 3П2К 3УТК2 3АР2К 3П2ОН 323КА 32ЛО 2ДЁ3Ь ЛЕТ23Ь БЕЖ23Ь М23КА АФ23А МАЛЫ32 Дифференциация букв Ш-Щ в словосочетаниях (оптическая дисграфия) Игра «Ветерок». Отгадайте слова, записанные на полосках, и запиши с ними словосочетания. К К П О А А Ч А Ш К А Т К К Е А А Т О В Ч О Я А Я Щ И К А Е И Р
Подведение итогов урока - Какой звук проходили? - Кто его соседи? - Какие новые слова вы узнали? - Какой он? Что не удалось в уроке - Взять вместо темы «Цветы» тему «Одежда»