Подготовка к Государственной итоговой аттестации по русскому языку. Задания В2, В3 Автор: Мальченко Е.Г., учитель русского языка и литературы. Филипповская СОШ Ордынского района Новосибирской области.
Cлайд 2
Тренировочные упражнение к заданию В2: написание чередующихся гласных в корне
Cлайд 3
Задание: выпишите цифры, которые относятся к словам, в корне которых пишется –О- Возг…раемость Выг..рает Ог..рок (свечи) Уг..релый Подг..реть Приг..рает Заг..р Заг..рает
Cлайд 4
Проверим Возгораемость Выгорает Огарок (свечи) Угорелый Подгореть Пригорает Загар Загорает О О А О О О А О
Задание: выпишите номера предложений, в которых есть слова с чередующейся гласной в корне. Она осветилась радостью и тихо что-то произнесла в ответ. Постепенно сложилась полная картина произошедшего. За обедом доктор слегка, невзначай коснулся предстоящей операции. Прополка всегда доставляла нам много хлопот: сорняки росли лучше, чем клубника. Алексей тотчас приказал служанке удалиться.
Пре-: Очень: премилый Пере-: преступник При-: Приближение, присоединение: приехал, привязать, прибыл Неполнота действия: приоткрыть, присесть Близость к чему-либо: пришкольный, прибрежный
Cлайд 15
Не всегда значение приставки можно определить, написание слов с такими приставками нужно запоминать Превосходство, превращать, преемственность, преодолевать, (знаки) препинания
Найдите в тексте слова, в которых есть приставки. Определите, к каким правилам о написании приставок они относятся Изучив в школьные годы «Горе от ума», «Евгения Онегина»», мы на всю жизнь утверждаемся во мнении, что эти произведения нам хорошо известны. Очень опасное заблуждение. Ведь оно порой мешает нам ещё раз вникнуть в эти величайшие глубины человеческого гения, приблизиться к постижению непостижимого.
Cлайд 19
изучив – из - ис известны из - ис заблуждение - за – «Приставки, не изменяемые на письме» Вникнуть – в - «Приставки, не изменяемые на письме» Приблизиться – при- «Написание приставок пре- при-» Постижению - «Приставки, не изменяемые на письме» непостижимого – не, -по
Cлайд 20
Правописание приставок. Употребление Ь и Ъ. Правописание гласных после шипящих и Ц В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? по..сыпать, на..резать, пре..писать фин..испектор, об..скивать, пред..дущий ра..тревожить, во..клицать, и..ведать пр..ступный, пр..мкнуть (к движению), пр..мерзкая ситуация
(6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. (8)У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9)На нём крупно было написано: (10)"Зарабатываю на скрипку". В3 Из предложений 6–10 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
Cлайд 23
растрёпанными,
Cлайд 24
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? пр..оритет, пр..открыть, пр..равнять ни..ложить, чере..полосица, в..махивать о..бросить, пре…рассудок, по..ложный пред…юльский, спорт..гра, с..змала
Cлайд 25
выпишите слова с приставками, не изменяемыми на письме. Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова ещё не спасение от серьёзных жизненных неудач и провалов.
Cлайд 26
современные наполненная провалов.
Cлайд 27
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? пр..ступить (закон), пр..ступить (к работе), пр..емница пост..мпериализм, меж..рригационный, спорт..гра бе..форменный, ..дача, бе..возвратно з..пирать, пр..делки, пр..бабка
Cлайд 28
На свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. Я думаю: зачем бередить прошлое? Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? Всё ушло навсегда – хорошее и плохое не жалко, а хорошего не вернёшь. Найдите слово с приставкой, в которой написание согласной на конце определяется звонким или глухим согласным, идущим после приставки
Cлайд 29
вспоминать
Cлайд 30
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? во..кликнуть, ра..шить, ..держать с..мпровизировать, вз..мать, без..тоговый на..бавить, по..шутить, о..блеск пр..баутка, пр..дание (старины), пр..лежный
Cлайд 31
Помню, кукушка куковала. Оборвали мы у тебя два больших корня. Несли через лавы, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном. Найдите слово, написание приставки в котором определяется правилом «Приставки пре-, при-»
Cлайд 32
приживёшься
Cлайд 33
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? бе..брежный, во..раст, бе..жалостный пр..бывать (в недоумении), пр..вратность, пр..умолкнуть без..дейный, без..мянный, мед..нститут суб..ективный, с..экономить, без…аварийный
Cлайд 34
Замените словосочетание, связь в котором – согласование, словосочетанием, построенном по типу управления За дубовым столом, В шерстяном свитере, Велосипедная гонка Ледяная горка Гречневая каша Абрикосовый джем
Cлайд 35
За дубовым столом – за столом из дуба В шерстяном свитере – в свитере из шерсти Велосипедная гонка – гонка велосипедистов Ледяная горка – горка изо льда Гречневая каша – каша из гречки Абрикосовый джем – джем из абрикосов