1-я операция письма – фонематический анализ слов Выделение из сплошного потока дискретных фонем Фонематический анализ = слух + проговаривание
Cлайд 3
2-я операция письма – перешифровка фонемы в графему Опирается на сохранные зрительно-гностические и зрительно-пространственные функции
Cлайд 4
3-я операция письма – перешифровка графемы в кинему Переход конкретного образа буквы в кинетическую схему последовательных движений руки Подкрепляется кинестетическим и зрительным контролем
Cлайд 5
Процесс письма начинается с обработки слуховой информации 1 Вопринимаемое на слух проговаривается – в работу включаются вторичные отделы теменной коры, отвечающие за кинестезию. 2 Функциональная система письма на примере письма под диктовку.
Cлайд 6
1 2 Теменно-затылочные области определяют как точно пишется эта буква. Пишущий должен ориентироваться на листе бумаги: Находить начало строки Выбирать направление письма Правильно располагать в пространстве части букв, поддерживать наклон и регулировать высоту букв 3 4
Cлайд 7
1 2 3 4 5 6 7 Далее включается премоторная область коры. Это командное кинетическое звено, которое отвечает за программирование графических движений, их плавность Лобные доли осуществляют контроль за всей письменной деятельностью. Этот отдел отвечает за правильность письма Чтобы все эти процессы могли осуществляться, блок тонуса должен тонизировать всю кору головного мозга
Cлайд 8
Устная и письменная речь Письменная речь не является самостоятельным средством общения, возникает на основе устной речи Сроки появления: 6-7 лет Обучают искусственно, мотив возникает в начальной школе при желании что-то написать Устная речь Самостоятельное средство общения Сроки появления: крик – с рождения, гуление – 3-4 мес., лепет – 608 мес., первые слова – 1 год, фразовая речь – 1,5 года, сформирована к 3 годам. Мотив – реализация потребности (дай!)
Cлайд 9
Письменная речь Психологическое содержание: диалог в отсутствие собеседника или с собеседником, удаленным на большое расстояние Деловой или научный стиль Не имеет дополнительных эмоционально-выразительных средств Требует двойной абстракции Воспринимается зрением Нарушается грубее, т.е. это более сложная психическая функция. Устная речь Психологическое содержание: диалог, требующий наличия собеседника Разговорный стиль Дополнительные эмоционально-выразительные средства: жесты, мимика, интонация, паузы Звучащий код
Cлайд 10
Письменная речь В начальной школе происходит обучение письму Письменная речь формируется в средней и старшей школе
Cлайд 11
Структура письменной речи включает 3 уровня: психологический, лингвистический и психофизиологический Психологический уровень: Мотив к осуществлению письменной речи Создание замысла Создание общего смысла письменной речи – конкретного содержания Регуляция деятельности и осуществление контроля
Cлайд 12
II. Лингвистический уровень Обеспечивает письмо лингвистическими средствами, т.е. реализует перевод внутреннего смысла в лингвистические коды, лексико-морфологические и синтаксические единицы.
Cлайд 13
III. Психофизиологический уровень Делится на 2 подуровня: сенсо-акустико-моторный, включает 2 звена: А) обеспечивает процесс звукоразличения Б) обеспечивает установление последовательности в написании букв в слове 2. оптико-моторный, 2 звена: А) перешифровка звук буква Б) буква тонкие движения руки
Cлайд 14
Отличия письма и письменной речи Письмо Составная часть письменной речи Письменная речь Более широкое и объемное понятие, включающее также чтение Письменная продукция: Диктант Списывание с печатного текста Списывание с рукописного текста Письменная продукция: Изложение – промежуточный этап обучения письменной речи Сочинение– собственно письменная речь
Cлайд 15
Письменная речь Можно совершенствовать бесконечно Помимо операций выделяются уровни Предмет осознания – замысел и его воплощение в тексте Письмо Формируется к концу начальной школы Структура проще, выделяются операции Осознаются технические действия по обозначению звуков речи Выделяют 2 формы: естественная и искусственная письменная речь Письменная речь формирует мышление
Cлайд 16
Ошибки письма: Замены букв смешения пропуски вставки Перестановки Дальнейшее изучение программы сопровождается орфографическими ошибками Ошибки письменной речи: Нарушения построения и функционирования письменного высказывания Отсутствие цельности и связности Уменьшение длины предложения Неверный порядок слов Пропуски значимых частей предложения аграмматизмы
Cлайд 17
Презентацию подготовила Панкова Анастасия, 405 группа