Типы придаточных Определительные Изъяснительные Обстоятельственные Вопросы определений Вопросы дополнений Вопросы обстоятельств
Cлайд 3
Придаточные обстоятельственные Времени Места Образа действия Меры и степени Уступки Причины Цели Следствия Сравнения Когда? С каких пор? До каких пор? Где? Куда? Откуда? Как? Каким образом? В какой мере? В какой степени? Несмотря на что? Невзирая на что? По какой причине? Почему? Зачем? С какой целью? Что стало следствием этого? Как что? Как кто?
Cлайд 4
Значение Вопросы, на которые отвечают придаточные Свойства Средства связи с главным предложением Примеры Определительные придаточные какой? Относятся к существительному и всегда стоят после него. К определяемому сущ-ному может прибавляться указательное слово. который, что, куда, где и др. Под вечер мы вышли на поляну,гдерос огромный дуб. На поляну,гдерос огромный дуб, мы вышли под вечер Местоимённо-определительные какой? кто? Относятся к местоимениям тот, каждый, весь и др., употреблённым в значении сущ-ного. Могут стоять и перед определяемым словом. кто, что и др. Каждый,ктобыл летом на Севере, навсегда запомнит белые ночи. Я поместил в этой книге только то,чтоотносилось к пребыванию Печорина на Кавказе.Ктоищет, тот всегда найдёт. Изъяснительные падежные вопросы Относятся к членам предложения, которые имеют значения речи, мысли или чувства, чаще всего к глаголам, реже к сущ-ным, прилагательным, словам состояния Союзы:что, как, будто, чтобы.Союзные слова: кто, откуда, где и др.Частицали,употреблённая в значении союза Я сказал мальчикам,чтозаблудился. Недаром говорится, что дело мастера боится. Говорили,будтоего видели в городе. Сообщение о том,чтокосмический корабль благополучно приземлился, быстро облетело весь мир. Дети чувствуют,ктоих любит. Я не знаю, будулидома вечером. Присоединительные Похожи на добавочные замечания что, отчего, зачем, почему Он вежливо поклонился Чичикову, на что последний ответил тем же.
Cлайд 5
Придаточные обстоятельственные Образа действия как? каким образом? как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, словно Ученик всё сделал так, как требовал мастер. Меры и степени сколько? насколько? в какой степени? в какой мере? Ученик всё сделал так хорошо, что мастер его похвалил Места Где? куда? откуда? где, куда, откуда Алексей пополз туда, куда ушёл самолёт Времени Когда? В какое время? С каких пор? До каких пор? когда, (когда…то), пока, едва, как только, с тех пор (с тех пор, как), до тех пор пока и др. Когда я выбрался из зарослей на луговую дорогу, то увидел далеко впереди трёх девочек. Дедушка приказал не будить Танюшу до тех пор, пока сама не проснётся. Условия При каком условии? В каком случае? Если (если…то), когда, раз и др. Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком. Причины Почему? по какой причине? потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того что и др. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. Цели С какой целью? чтобы, для того чтобы и др. Все молчали, чтобы расслышать, шорох цветов. Сравнения как, чем, чем - тем, словно, будто, точно и др. Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками и ждёт чего-то. Уступки Несмотря на что? Вопреки чему? Хотя, несмотря на то что, пускай; как ни Ночь была тиха и светла, хотя луны не было. Как мы ни старались, в этот день нам удалось дойти только до устья реки. Следствия В следствии чего? Так что Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти.
Cлайд 6
Начертите схему предложения Определите тип придаточного предложения
Cлайд 7
Изъяснительное Невозможно было увидеть всё, что вальдшнеп достал из-под листвы.
Cлайд 8
Цели 2. Первая прибежала трясогузка, чтобы только на нас посмотреть.
Cлайд 9
Сравнительное 3. Все трясогузки помчались за ним, как комары несутся к добыче.
Cлайд 10
Определительное 4. Дятел сел на берёзу, где у него была мастерская для шелушения шишек.
Cлайд 11
Причина 5. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами и вместе с нами вставали.
Cлайд 12
Времени 6. Утром, когда солнце взошло, я увидел одуванчики, раскрывшие свои «ладони».
Cлайд 13
Условие 7. Во что превратится эта блестящая, пёстрая и проворная сорока, воровка яиц, если ей оборвать хвост?
Cлайд 14
Уступки 8. Сколько я ни ходил, встретить медведя мне в этот раз так и не удалось.
Cлайд 15
Следствие 9. Сегодня в муравейнике была объявлена всеобщая мобилизация, так что весь муравейник вылез вверх.
Cлайд 16
Места 10. Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, стараясь как будто попасть ими в недоступные ему тёмно-зелёные сосны, поднялся большой орёл, взвился высоко, выглядел оленёнка и бросился.
Cлайд 17
Степени и меры. 11. Работа шла так бойко, что дятлы на моих глазах всё глубже и глубже уходили в дерево.
Cлайд 18
Изъяснительное 12. Многие думают, будто встретить медведя легко.
Cлайд 19
Определить типы придаточных предложений Списать предложения, расставив знаки препинания
Cлайд 20
Следствие 1. Плохой реставратор может испортить редчайшую первоклассную икону так что её нельзя будет выставить напоказ.
Cлайд 21
Причина 2. Во всяком создании и усовершенствовании художественной формы не может быть никакого предела потому что к построенному всегда можно добавить ещё что-нибудь.
Cлайд 22
Причина 3. Для того чтобы проявление человеческого духа можно было назвать подвигом в нём должны содержаться два обязательных момента: самоотверженность и благо других людей.
Cлайд 23
Изъяснительное 4. Сегодня я всего-навсего зачеркнул то что было написано вчера.
Cлайд 24
Времени 5. Вы кладёте на ладонь с десяток камешков и пальцем долго перекатываете их с места на место пока не остановите свой выбор на трёх.
Cлайд 25
Условие 6. Если прислушаться самый зловещий из всех земных звуков – тиканье часов.
Cлайд 26
Места 7. Человеку было бы более свойственно неторопливо ходить или ездить там где растёт трава где плавают облака и светит солнце.
Cлайд 27
Сравнение 8. Перевод стихотворения отличается от оригинала как гипсовая маска отличается от живого лица.
Cлайд 28
Изъяснительное 9. Я иногда вижу как во время оживлённого разговора один из собеседников вынимает записную книжку и скорее записывает в неё только что произнесённую фразу или только что рассказанный случай.
Cлайд 29
В14. Найдите СПП с придаточным цели (20) Той же осенью призвали на воинскую службу Ванюшку. (21) Совсем осиротела кузница, стоит в чистом поле с угрюмо распахнутыми воротами. (22) Серпилковцы, привыкшие к весёлому перезвону молотков за садами, чувствовали себя так, будто в их хатах остановились ходики. (23) Сразу стало как-то глухо и неуютно в Серпилках: очень уж не хватало им этого перестука на выгоне. (24) Сильно жалели серпилковцы, что в своё время не приставили к Захару какого-нибудь смышлёного мальца, чтобы усвоил и перенял тонкое Захарово искусство. 24
Cлайд 30
В14. Найдите СПП с придаточным определительным с дополнительным значением меры и степени. (19) И такая тоска была в этих глазах, такое горе, что невозможно было на него смотреть. (20) Поморы – люди суровые. (21) Всю жизнь тюленей бьют, летом рыбу ловят. (22) В тихую погоду и в штормы одинаково по морю ходят на маленьких мотоботах, сами не раз в глаза смерть видали. (23) Всякого насмотрелся каждый за свою жизнь. 19
Cлайд 31
В7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые, которые обособляют придаточные цели. Люди шли ко дворцу и опрокидывали свои чаши в бассейн, (1) а взамен получали золотую монету. Утром раджа вышел к бассейну, (2) чтобы искупаться в молоке, (3) и обнаружил, (4) что бассейн заполнен простой водой. Он понял, (5) что его обманули. Люди решили, (6) что ночью никто не отличит молоко от воды, (7) и без зазрения совести лили в бассейн обыкновенную воду. 2, 3
Cлайд 32
В14. Найдите СПП с придаточным определительным (17) У страха глаза большие, и, возможно, опасность была не так велика, как кажется новичкам. (18) Но, ей-ей, небо не раз виделось нам с овчинку в прямом и образном смысле. (19) Наша лодка для этой реки была деревянной игрушкой, которую можно швырнуть на скалы, опрокинуть на быстрине. (20) Вода в реке не текла – летела! (21) Временами падение потока было настолько крутым, что казалось: лодка несётся вниз по пенному эскалатору. 19