МОУ «Урмарская СОШ №1 имени Г.Е.Егорова Проект «Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учеником» Работа Ларионовой Елены Ильиничны, учителя русского языка и литературы
Cлайд 3
(от лат. conflictus - столкновение) «Это столкновения, серьезные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства или переживания. Конфликт отличается от огорчения тем, что в конфликтной ситуации всегда есть по крайней мере два пути, два варианта поведения; причем или один из них, или оба могут оказаться либо приемлемы, либо неприемлемы». Чарльз Ликсон Конфликт
Cлайд 4
Классификация конфликтов между учителем и учеником: Конфликты деятельности Конфликты поступков Конфликты отношений
Cлайд 5
Цели: Профилактика конфликтов в школьной среде; Поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций. Задачи: Познакомить педагогов с понятием конфликта. Изучить его влияние на микроклимат в школе. Выявление особенностей поведения конфликтной личности, существующих способов разрешения конфликтов.
Cлайд 6
Причины конфликтов между учителем и учениками Недостаточная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций : ведь школа – модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми. Участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель и ученик), чем и определяется их поведение в конфликте. Различие в жизненном опыте участников конфликта обусловливает и разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов. Различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и« глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда удается понять переживания ребенка, а ученику – справиться с эмоциями.
Cлайд 7
Рекомендации учителю по профилактике конфликтов: Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить Никогда не превращайте учеников в инструмент борьбы с администрацией школы, другими учителями, родителями школьников. Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами переделывать учеников. Оценивая результаты учебы и поведения школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. . Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации, родителей. Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но большую общественную ценность.
Cлайд 8
Факторы, влияющие на оценку педагога: внешний вид учителя умение общаться пренебрежение со стороны педагога к личности ученика
Cлайд 9
Рекомендации педагогам : 1.Усилить взаимосвязь в работе педагога, психолога, социального педагога, по профилактике конфликтов на основе межличностных диагностик. 2.Применять игровые методы для профилактики и разрешения конфликтов, тренинги, ролевые игры. 3. Индивидуальные беседы с учащимися; “живые” наблюдения за ними; 4. Индивидуальные и групповые беседы с родителями учащихся. 5. Организовать и провести цикл обучающих семинаров практической направленности с целью повышения психолого-педагогической компетентности педагогов
Cлайд 10
.Знаете ли вы свои основные права? *да *нет *некоторые
Cлайд 11
. Кому в школе доверяете? *учителям; *одноклассникам; *директору; *никому
Cлайд 12
Cлайд 13
Педагогические правила корректных решений конфликтных ситуаций Правило 1. Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы. Правило 2. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте ни малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета. Правило 3. Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия. Правило 4. Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности. Правило 5. Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет. Правило 6. Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.
Cлайд 14
“Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом — большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо — и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта — одна из составных частей педагогической мудрости учителя.» (В.А.Сухомлинский)
Cлайд 15
Педагогические подсказки: "Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию" (Дейл Карнеги). "Задержите реакцию!" "Переведи реакцию!" . "Будь рационализатором!" "Будь парадоксальным!"
Cлайд 16
Вывод: Каждому учителю необходимо всегда видеть в ученике развивающуюся личность, так как первостепенная задача школы — воспитать человека не просто как носителя определенной суммы знаний, но прежде всего — как гражданина общества, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения. Педагогу нужно осознать важность проблемы, помочь детям личным примером расти дружелюбными, умеющими разрешать конфликты, уважать себя и других, а значит, быть здоровыми, успешными в обучении, приносить радость школе, семье, обществу.