Педагогическая поддержка семьи (Из опыта работы МОУ Захаровской СОШ Котельниковского района Волгоградской области)
Cлайд 2
Что такое педагогическая поддержка? В словаре В.И. Даля слово «поддержка» поясняется как действие по значению глагола «поддержать»: - «поддерживать» - служить опорой для крепости (опорной точкой, надеждой, убежищем); «поддерживать» - служить подставкой – всем, что поддерживает тяжесть; «поддерживать» - служить укрепой – всем, что придает крепость, силу, прочность. ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ: Диагностический Договорный Деятельностный Рефлексивный
Cлайд 3
Виды препятствий Отсутствие ориентации Препятствие-трудность Препятствие-проблема Социальные препятствия Материальные препятствия Отсутствие ориентации как препятствие мы связываем главным образом с недостаточностью у субъекта первичной информации для какого-либо самостоятельного действия. Необходимо, чтобы школьник мог сориентироваться, т.е. определить свое местоположение в пространстве, во времени, разобраться в социальном и природном окружении, учебном материале, возможных границах поведения. Это некоторая сложность в деятельности, отношениях, самосознании, с которыми человек может справиться сам, т.к. имеет для этого необходимые задатки, способности, качества, но при условии дополнительного напряжения волевых, интеллектуальных, моральных сил. Трудность требует дополнительного труда от личности. Помощь в преодолении трудностей основывается на помощи в мотивации и самоорганизации. Это переживаемая личностью недостаточность (физического, психического развития, знаний, опыта, способов деятельности и общения) для достижения необходимого результата. Для решения проблемы требуется использовать новые для индивида средства, способы, подходы к их выбору, привлекать других субъектов. Источник их – социальная среда: работники школы как носители существующих программ и методов обучения и воспитания, стиля отношения к детям; друзья, группы сверстников в школе, вне ее; семья; социокультурная атмосфера населенного пункта. Могут лежать в сфере организации образовательного процесса (недостаточность учебной литературы, помещений, оборудования) или связаны с материальным положением семьи.
Cлайд 4
Типы семей Малообеспеченные семьи Многодетные семьи Неполные семьи Неблагопо-лучные семьи Семьи с опекаемы-ми детьми Семьи, имеющие инвалидов 39 2 14 5 2 - Всего семей: 40
Cлайд 5
Формы работы с семьями (в сотрудничестве с КДН, ППН, соцзащитой, отделом образования, органами опеки, администрацией поселения, фельдшером, районным отделом «Семья», ГИБДД)
Cлайд 6
Результаты педагогической поддержки семьи «Плюсы» «Минусы» Непосредственная помощь семье (моральная поддержка, рекомендации и советы, организация досуга, летнего отдыха учащихся, материальная поддержка (продукты питания, одежда, организация санаторно-курортного лечения детей) Семья воспринимает поддержку как должное и не прилагает никаких собственных усилий для исправления ситуации. На внутришкольном учете - 22 учащихся, на учете в районной КДН – 0, в районном банке данных неблагополучных семей – 1. Дети привыкают к постоянной опеке со стороны педагогов и, оказавшись в другом коллективе (другая школа, техникум, институт), ждут такой же поддержки, теряются, не получая ее.