АПК и ППРО Пономарева Елена Анатольевна К.п.н., доцент Москва 2010 Фундаментальное ядро содержания общего образования./ Под ред. Козлова В.В., Кондакова А.М. – М.: Просвещение, 2009. – 59с.- (Стандарты второго поколения)
Cлайд 2
Необходимость определения Фундаментального ядра содержания общего образования вытекает из новых социальных запросов, отражающих трансформацию России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале. Новые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития. Фундаментальное ядро содержания общего образования конкретизирует цели как результаты общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Cлайд 3
– базовый нормативный документ важная составная часть новой концепции стандартов общего образования - ЧТО ЭТО?
Cлайд 4
Основное назначение Базовый документ для Фундаментальное ядро содержания общего образования создания учебных планов написания программ создания учебно-методических материалов и пособий Фундаментальное ядро содержания общего образования определение 1) системы базовых национальных ценностей 2) системы основных понятий 3) системы ключевых задач
Cлайд 5
Фундаментальное ядро содержания общего образования Нормирует содержание Учебных программ Организацию УД по предметам определяет элементы культуры определяет элементы научного знания определяет элементы функциональной грамотности Без освоения или знакомства с этими элементами Фундаментального ядра содержания общего образования уровень общего образования, достигнутый выпускниками российской школы начала XXI века, не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития.
Cлайд 6
— важная составная часть новой концепции стандартов общего образования, суть которой - необходимость разделения двух проблем: 1) проблемы обобщенных требований к результатам образования и 2) проблемы конкретного содержания общего образования. Первая проблема — общественно-политическая. Она связана с выявлением и фиксацией обобщенных современных запросов и ожиданий в сфере образования и требований к нему с точки зрения личности, семьи, общества и государства. Вторая проблема имеет научно-методический характер и соответственно должна решаться научным и педагогическим профессиональными сообществами.
Cлайд 7
позволяет реализовать важнейшие требования общества к образовательной системе: сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы; обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях; достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования российской идентичности и общности всех граждан и народов России; формирование общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
Cлайд 8
методологическая теоретическая Методологическую основу Фундаментального ядра содержания общего образования составляют принципы фундаментальности и системности, традиционные для отечественной школы. Теоретическая основа - ранее сформулированные в отечественной педагогике идеи
Cлайд 9
(методологическая основа) Ключевое отличие - суть идеологии нового образовательного стандарта заключается в том, что составляет переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования, что и фиксируется термином «Фундаментальное ядро содержания общего образования». При всех предшествующих разработках стандартов образования в качестве исходной методологической основы, определяющей объем содержания образования, использовали обязательный минимум содержания образования. В результате большинством педагогов понятия «стандарт образования» и «обязательный минимум» воспринимались как синонимы.
Cлайд 10
(методологическая основа) Подобный переход принципиально изменяет не только организацию, но и суть образовательного процесса. Реализация данного принципа - фундаментальности образования – потребует решительно освободиться от устаревшего, второстепенного, педагогически неоправданного материала. Наряду с фундаментальным знанием в документе определены основные формы деятельности и соответствующие им классы задач, умение решать которые свидетельствует о функциональной грамотности.
Cлайд 11
(теоретическая основа - ранее сформулированные в отечественной педагогике идеи) Теоретическая основа «ядра» и «оболочек» школьных курсов (А. И. Маркушевич); выделения «объема знаний» по предмету (А. Н. Колмогоров); культурологический подход к формированию содержания образования (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский); системно-деятельностный подход (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов).
Cлайд 12
культурологический подхода к формированию содержания образования (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский) Главная идея: источник формирования содержания общего образования — культура, т. е. наиболее значимые формы социокультурного опыта. Формирование содержания общего образования осуществляется в несколько этапов Этап Содержание этапа Первый - допредметный формирование общетеоретических представлений о составе и структуре содержания образования Второй -предметный определение состава учебных предметов, их конкретное наполнение и распределение по ступеням обучения Третий создание учебных материалов Четвёртый организация процесса обучения. Пятый присвоение учениками нового содержания
Cлайд 13
теоретическая основа - системно-деятельностный подход (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Г. Асмолова, В. В. Рубцова) Главная идея: развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Концепция универсальных учебных действий также учитывает опыт компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки. Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает, в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.
Cлайд 14
краткость фиксации обобщенных контуров научного содержания образования; отказ от деталей, сугубо методической природы и конкретных методических решений; Фундаментальное ядро определяет объем знаний, которым должен овладеть выпускник школы, но не распределение предлагаемого содержания по конкретным предметам и ступеням обучения; описание в лаконичной форме областей знаний, представленных в современной школе, но не конкретных предметов. 1. Разработка Фундаментального ядра осуществлялась с учетом рамочных ограничений:
Cлайд 15
2. Краткий формат Фундаментального ядра открывает возможность создать зону консенсуса для формирования целостного взгляда на содержание школьного образования и на его основе приступить к решению проблемы межпредметных связей, согласуя научное знание различных областей на этапе предварительной разработки. 3. Критерии отбора и включения материала в Фундаментальное ядро в силу его огромного разнообразия вряд ли могут быть формализованы. 3.1. Существенны критерии невключения, т. е. в Фундаментально ядро не должен входить архаичный, малозначительный и чрезмерно детализированный материал; 3.2. В данном случае более не следует включать в него понятия и идеи, смысл которых не может быть достаточно популярно и полно раскрыт школьнику.
Cлайд 16
разработку концепций предметных областей; планирование результатов обучения на выходе из ступеней обучения (начальная, основная и средняя (полная) школы); разработку базисного учебного (образовательного) плана; разработку примерных программ по предметам; разработку учебно-методических комплексов нового поколения. 4. Создание Фундаментального ядра — начальный этап разработки нового содержания общего образования. 5. Последующие этапы предполагают: 6. Важное значение имеет широкое обсуждение содержания Фундаментального ядра в научном и педагогическом сообществах и организация экспериментальной работы по апробации и внедрению нового содержания.
Cлайд 17
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Русский язык Пояснительная записка В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом. Основные цели изучения русского языка в школе: формирование представлений о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях ее функционирования на современном этапе; обогащение словарного запаса учащихся, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения; овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста).
Cлайд 18
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Русский язык Пояснительная записка Указанные цели реализуются на основе личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию в процессе развития мыслительной и речевой деятельности школьника, формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций. В соответствии с целями курса Фундаментальное ядро содержания общего образования по русскому языку состоит из двух взаимосвязанных компонентов: разделов «Речь» и «Язык». Раздел «Речь» предусматривает овладение понятиями речевой деятельности и речевой коммуникации, формирование умений создавать тексты различной функциональной и коммуникативной направленности. Раздел «Язык» предусматривает освоение основ лингвистики, системы ее ключевых понятий, явлений и фактов.
Cлайд 19
Коллеги! Ваш личный результат? 1 2 3 4 5 6 7 8
Cлайд 20
Методологическую основу Фундаментального ядра содержания общего образования составляют принципы фундаментальности и системности, традиционные для отечественной школы. (методологическая основа) а) сторонников сохранения исторически сложившейся российской системы образования, ориентированной на фундаментальность знания (т. е. высокий научный уровень содержания общего образования); В этом контексте принципиальным является расхождение во взглядах: б) сторонников целесообразности перехода к принятой в ряде стран мира системе обучения, для которой характерен существенно более низкий уровень изложения основ наук по сравнению с уровнем российской школы