Код презентации скопируйте его
Дисциплина «Теория обучения и воспитания. Часть 2. Теория обучения» Модуль 1. Лекция 3 Дидактические системы и модели обучения, факторы и цели Преподаватель доц., к.п.н. Шатохина И.В.
Вопросы: 1.Дидактические системы. Традиционная классификация; 2. Факторы обучения. 3. Цели обучения.
Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Теории обучения и воспитания. - М.: ИЦ Академия, 2012. Краевский В.В. . Общие основы педагогики. М, «Академия», 2003. Педагогика. Н.В. Бардовская, А.А. Реан. СПб, «Питер», 2004. Сластенин В.А. Педагогика. М., «Академия», 2004. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика.учеб.пособ. для ВУЗов/ М. «Академия», 2007. Теория обучения./ Под ред. И. П. Андриади. - М.: ИЦ Академия, 2010. Литература:
Вопрос 1. Дидактические системы a. Традиционная классификация Под дидактической системой понимается выделенное по определенным критериям целостное образование, существующее на основе единства целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения.
Три группы дидактических систем: Традиционная, Педоцентристская Современная система дидактики. Основа разделения – соотношение преподавания и учения. Традиционная классификация (И.П.Подласый)
Базовая идея: доминирующую роль в обучении играет преподавание, деятельность учителя. Традиционная система обучения (Основатель - немецкий ученый И.Ф. Гербарт (1776— 1841))
Педоцентристская дидактическая система (Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер, В. Лай) Данную систему называют также прогрессивистской, реформаторской, «обучением через делание». Базовая идея: доминирующую роль в обучении играет самостоятельная учебно-познавательная деятельность ученика.
Базовая идея: обучение - процесс двусторонний и управляемый учителем. Современная дидактическая система
• Цель обучения - развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов; • Содержание обучения - способы познания, общественно и лично значимых преобразований в окружающей действительности и в себе; • Движущие силы учения — радость творчества, ощущение своего роста, совершенствования, приращения знаний, уверенности в себе. • Способы обучения – совместная деятельность, поиск, эвристическая беседа, урок-диспут, формирование гуманистических отношений между учителем и учащимися; Характерные признаки современной дидактической системы (по В.Я. Ляудису):
• Организация современного урока: поиск ответов на вопросы, решение нетиповых жизненных (практических и научных) задач, преобладание групповой и индивидуальной работы с включением на одном из этапов всех в непродолжительную фронтальную работу для приближения коллективно найденной цели. • Учитель — помощник, старший друг, советчик и соратник в поисках истины, в решении учебных и жизненных задач. • Первая обязанность учителя — организовать и увлечь учащихся в активный процесс решения познавательных и практических учебных задач. Дело учащихся - активно участвовать в коллективном труде, постоянно совершенствовать себя и окружающий мир. • Главный результат обучения - способность ученика переносить самостоятельно приобретенные знания в новые ситуации, понимать и совершенствовать себя, творить, овладевать профессиональным мастерством.
Факторы обучения – наиболее значимые причины, влияющие на течение и результаты (продукты) дидактического процесса. Под продуктогенной причиной понимается сколь угодно малая отдельная причина, дальнейшее расчленение которой на составные части невозможно без потери смысла. Вопрос 2. Факторы обучения
Целью обучения в условиях общего среднего образования выступает усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие творческого мышления, личностных качеств, необходимых человеку как субъекту общественной, трудовой и семейной жизни.
- обеспечение необходимого уровня усвоения систематизированных знаний о природе, обществе, технике, культуре, которые обусловят адаптацию учащихся к дальнейшему обучению и жизни; - развитие интересов, способностей, мышления, внимания, воображения, памяти, чувств, воли, познавательных и практических умений; задача является едва ли не основной, так как развитое мышление и другие способности позволяют выпускнику школы пополнять знания и совершенствовать себя; - формирование мировоззрения, нравственных, эстетических и других ценностей и качеств; Задачи обучения:
- формирование способностей к самообразованию, потребности и умений в самообучении, в использовании информации и информационных технологий; эта задача важна в условиях непрерывного образования, поскольку в современную эпоху быстро устаревают знания и есть необходимость в умении и готовности постоянно учиться самостоятельно; - формирование знаний об основах производства и организации труда в промышленности и управлении, развитие умений пользоваться техническими устройствами, в том числе электронными.
Таксономия целей обучения в когнитивной области (автор Б.Блум): Уровни учебных целей Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня 1. Знание - запоминание и воспроизведение изученного материала (от конкретных фактов до целостной теории). воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы. 2. Понимание - преобразование материала из одной формы выражения в другую — объясняет факты, правила, принципы; — преобразует словесный материал в математические, языковые и др. выражения; — описывает предположения о последствиях, вытекающих из имеющихся данных. 3. Применение – использование изученного материала в конкретных условиях и новых ситуациях. — применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; — использует понятия и принципы в новых ситуациях. 4. Анализ - умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура — вычленяет части целого; — выявляет взаимосвязи между ними; — определяет принципы организации целого; — видит ошибки и упущения в логике рассуждения; — проводит различие между фактами и следствиями; — оценивает значимость данных. 5. Синтез - умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. — пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; — предлагает план проведения эксперимента или других действий; — составляет схемы задачи. 6. Оценка - умение оценивать значение того или иного материала. — оценивает логику построения письменного текста; — оценивает соответствие выводов имеющимся данным; — оценивает значимость того или иного продукта деятельности.