Работа над слоговой структурой слова с использованием игровых упражнений в условиях дошкольного логопункта Зибер Ольга Николаевна Учитель-логопед Управление образования муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 116 «Детский сад» города Калуги
сокращение числа слогов выпадение целых слогов выпадение слогообразующей гласной добавление лишнего слога удлинение слоговой структуры слова добавления гласных звуков перестановка местами слогов Виды нарушений
Cлайд 11
несформированность фонематического восприятия сложность в усвоении динамического ударения недостаточная сформированность оптико-пространственной ориентации нарушение подвижности артикуляционного аппарата Причины нарушений
Cлайд 12
развитие артикуляционной сферы развитие сенсорных возможностей ребенка развитие слухо-речевого ритма развитие оптико-пространственных представлений Направления работы
Cлайд 13
Ребенку требуется: развитие подвижности артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика) логопедический массаж Развитие артикуляционной сферы
Cлайд 14
Ребенок учится: различать слова по их слоговому составу находить свои ошибки видеть, как искажает смысл слова перестановка или пропуск слогов расчленять слово на слоги подсчитывать число слогов в слове придумывать слова на заданное число слогов добавлять недостающий слог слова при опоре на картинки Развитие сенсорных возможностей ребенка
Cлайд 15
Последовательность развития ритма: узнавание ритмического рисунка слова воспроизведение ритмического рисунка слова воспроизведение различных слоговых комбинаций расширение словарного запаса заучивание слов по возрастанию слоговой трудности Развитие слухо-речевого ритма
Cлайд 16
Ребенок должен развивать следующие пространственные навыки: выполнение пространственно организованных движений освоение понятий "впереди, позади, далеко, близко" определение расстояния между предметами составление последовательностей из предметов зрительное отслеживание последовательности освоение отношений между элементами предмета определение вертикального ряда (вверху, внизу, выше...) определение горизонтального ряда (перед, за, после...) зрительное отслеживание вертикального и горизонтального ряда развитие переключаемости движений пальцев рук Развитие оптико-пространственных представлений
Cлайд 17
Cлайд 18
I этап. Работа над гласными звуками II этап. Работа над слогами III этап. Работа над словами IV этап. Работа над словосочетанием V этап. Работа над предложением Этапы работы
Cлайд 19
Цель: Уточнение произношения гласных звуков Задачи: Учить правильно артикулировать гласные звуки. Тренировать в переключении с одного гласного на другой. Уточнять произношение гласных звуков. Развивать слуховое внимание. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать выдержку, уважительное отношение друг к другу I этап. Работа над гласными звуками
Cлайд 20
Ручные позы Ручная поза звука [а] «Окошко» . Ручная поза звука [у] «Трубочка» А У А У О И Ы Э
Cлайд 21
Ручные позы Ручная поза звука [о] «Хоботок» Ручная поза звука [и] «Заборчик» И О А У О И Ы Э
Cлайд 22
Ручные позы Ручная поза звука [ы] Ручная поза звука [э] Э Ы А У О И Ы Э
Cлайд 23
Игровое упражнение «Говорящая ладошка» с логопедом
Cлайд 24
Игровое упражнение «Говорящая ладошка» самостоятельно
Cлайд 25
Цель: Учить работать со слогом как с кратчайшим звеном ритмической организации речи Задачи: Учить образовывать слоги с помощью моторных символов Тренировать в воспроизведении слогов различной конструкции Вырабатывать навык дифференциации слогов с твердым и мягким согласными Формировать навык соотнесения моторики и произношения Развивать моторику рук, слуховое внимание Воспитывать навык самоконтроля в речи II этап. Работа над слогами
Cлайд 26
Ручная поза согласных Ручная поза звука [п] П
Cлайд 27
Игровое упражнение «Веселая ладошка»
Cлайд 28
Цель: Учить восприятию и воспроизведению изолированных лексических единиц Задачи: Учить воспроизводить слово по образцу Формировать навык членения слов на слоги Тренировать в определении количества слогов Учить различать слова по их слоговому составу Вырабатывать навык определения ударного слога Учить соотносить данное слово с его символом Учить восстанавливать исходную форму деформированного слова Учить определять длину звучания языковой единицы Учить произносить слова различной слоговой сложности. Тренировать в многократном отраженном воспроизведении слов Развивать слуховое внимание, память, наблюдательность Воспитывать бережное отношение к слову. III этап. Работа над словами
Cлайд 29
Воспроизведение слова по образцу Игровое упражнение «Научи мишку»
Cлайд 30
Определение длины звучания слова Игровое упражнение «Где живет слово?»
Cлайд 31
Определение длины звучания слова Игровое упражнение «Где живет слово?»
Cлайд 32
Подбор слова к символу с опорой на предметную картинку Игровое упражнение «Найди меня»
Cлайд 33
Подбор слова к символу с опорой на предметную картинку Игровое упражнение «Найди меня»
Cлайд 34
Подбор слова к символу с опорой на предметную картинку Игровое упражнение «Звери заблудились»
Cлайд 35
Подбор слова к символу с опорой на предметную картинку Игровое упражнение «Звери заблудились»
Cлайд 36
Деление слова на слоги Игровое упражнение «Послушные пальчики»
Cлайд 37
Деление слова на слоги Игровое упражнение «Паровозик в Ромашково»
Cлайд 38
Деление слова на слоги Игровое упражнение «Паровозик в Ромашково»
Cлайд 39
Деление слова на слоги Игровое упражнение «Паровозик в Ромашково»
Cлайд 40
Деление слова на слоги Игровое упражнение «Паровозик в Ромашково»
Cлайд 41
Деление слова на слоги Игровое упражнение «Паровозик в Ромашково»
Cлайд 42
Деление слова на слоги Игровое упражнение «Кого (что) я загадала?»
Cлайд 43
Деление слова на слоги Игровое упражнение «Кого (что) я загадала?»
Cлайд 44
Деление слова на слоги Игровое упражнение «Веселый паровоз»
Cлайд 45
Деление слова на слоги Игровое упражнение «Веселый паровоз»
Cлайд 46
Деление слова на слоги Игровое упражнение «Веселый паровоз»
Cлайд 47
Воспроизведение порядка слогов Игровое упражнение «Слово рассыпалось»
Cлайд 48
Воспроизведение порядка слогов Игровое упражнение «Слово рассыпалось»
Cлайд 49
Восстановление пропущенного слога Игровое упражнение «Шарики-потеряшки»
Cлайд 50
Восстановление пропущенного слога Игровое упражнение «Шарики-потеряшки»
Cлайд 51
Восстановление конечной части слова Игровое упражнение «Закончи слово»
Cлайд 52
Определение ударной части слова Игровое упражнение «Ударь в барабан»
Cлайд 53
Определение ударной части слова Игровое упражнение «Ударь в барабан»
Cлайд 54
Определение ударной части слова Игровое упражнение «Ударь в барабан»
Cлайд 55
Цель: Закрепление слов сложной слоговой структуры на уровне словосочетания. Задачи: Активизировать в речи слова сложного слогового состава Отрабатывать навыки построения лексико-грамматических конструкций Развивать мыслительные процессы и внимание Воспитывать навык выполнения обдуманных последовательных действий. IV этап. Работа над словосочетанием
Cлайд 56
Проговаривание словосочетаний Игровое упражнение «Что таким бывает?»
Cлайд 57
Проговаривание словосочетаний Игровое упражнение «Один-много» Один троллейбус – много троллейбусов Одна библиотека – много библиотек Один аквариум – много аквариумов
Cлайд 58
Цель: Закрепление в предложении слов со сложной слоговой структурой Задачи: Тренировать в правильном воспроизведении конструкций со сложными словами. Учить восстанавливать деформированные предложения. Отрабатывать навык самостоятельного составления предложений со словами сложной слоговой структуры Развивать слуховое внимание, память Воспитывать навыки преодоления боязни произнесения трудных слов. V этап. Работа над предложением
Cлайд 59
Восстановление деформированного предложения Игровое упражнение «Скажи правильно»