Ликвидация пробелов в знаниях учащихся Выступление на педсовете Автор: Громакова Л.Н. 2011 год,январь
Cлайд 2
Главная задача Учителя Притча об учителе. создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении такого трудного предмета, как физика, математика Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.
Cлайд 3
Причины пробелов пропуски занятий по болезни; слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний; задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу; педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.; неблагополучная семья; проблема «улицы»; прогулы;
Cлайд 4
Цели: ликвидация пробелов у учащихся в обучении физики и математики; создание условий для успешного индивидуального развития ученика.
Cлайд 5
Задачи создать благоприятную атмосферу на уроке; своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов; изменить формы и методы учебной работы на уроках физики, математики, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры; освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха; ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности; культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни
Cлайд 6
План работы с учащимися
Cлайд 7
Ф.И. Отчет по работе со слабоуспевающими учащимися (форма отчета План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися. ФИО учителя …ГромаковаЛ.Н.……………………………………… Фамилия ученика (класс)…………………………………. Предмет …физика…………………………………….. Пробелы в знаниях уч-ся (тема, проблема) …………………………. Планируемые мероприятия. Сроки их реализации. Ф.И.О. ученика Причины неуспеваемости Использованы виды опроса Формы ликвидации пробелов Результат работы Индивидуальные дополнительные занятия. Дифференцированные задания. Дифференцированный контроль Консультации для родителей Создание ситуации успеха Сроки, темы . Указать методическое пособие Сроки, темы Дата, тема
Cлайд 8
Технология КСО- работа в парах сменного состава Создать психологические условия и организацию познавательного процесса, способствующего правильной самооценке знаний учащихся; научиться управлять достоверностью самооценки; создать четкую организацию сбора и фиксации самооценок; использовать полученную информацию для обучения без пробелов в знаниях учащихся. Для уменьшения расхождения в оценке знаний учителем и учащимися, во-первых, даю учащимся нормы оценки знаний усвоенного материала в таком виде: баллом "5" оценивается ответ, показывающий глубокое понимание изученного материала, баллом "4" оценивается ответ, показывающий полное понимание учебного материала, баллом "3" оценивается ответ, показывающий частичное понимание и частичное незнание учебного материала, баллом "2" оценивается ответ, обнаруживающий лишь незначительные знания учебного материала, баллом "1" оценивается ответ, показывающий полное незнание учебного материала.
Cлайд 9
В классе 6 человек. Класс 7.Предмет - алгебра Уровень общего развития у 50% ниже среднего ( осознанное чтение текста отсутствует, таблица умножения не воспроизводится в нужном темпе, работа с моделями геометрических фигур и чертежами этих же фигур в тетради не осмысливается 90% учащихся. Преобладает конкретное мышление, абстрактное не сформировано и с трудом развивается у большинства детей). Задания составляю сама. Дозирую их исходя из интеллектуальных возможностей детей на данном этапе. Карточки подбираю для каждого с учетом его возможностей и минимизированных порций информации, которые могут быть усвоены при первичном ознакомлении с теорией по учебнику. Ежеурочно 10-15 минут дети работают в парах. Оценки выставляют в специальную таблицу,находящуюся у каждого в тетради. Удобна форма продвижения «берег-ручеек». После 5-кратного обучения друг друга(повторения) в парах, дети попадают ко мне на Пристань, где один выполняет письменно задания, а другой рассказывает теорию. Корректирую в ходе беседы их знания. Снимается чувство страха. Общая отметка выставляется с учетом самооценки, оценки в карточке, поставленной учениками, при работе в паре, и моей. Результаты контрольных работ являются для меня отправной точкой для коррекции знаний. Характеристика класса, работающего по технологии КСО.
Cлайд 10
Оценочный лист самоконтроля знаний №п/п Кто оценивает Кого оценивают Алена Денис Константин Кристина Максим Руслана 1 Алена 2 Денис 3 Константин 4 Кристина 5 Максим 6 Руслана
Cлайд 11
Система работы в парах сменного состава. Класс-7.Предмет-алгебра. Количество человек -6 Схема передвижения основана на принципе: 1 вариант- река, 2 вариант – берег, учительский стол –пристань. Один человек из пары отвечает теорию, пока другой выполняет на карточке практическое задание 2 вариант остается на местах, а сидящие на первом варианте образую новые пары ,продвигаясь на одно место вперед вдоль своего ряда(варианта).
Cлайд 12
Работа в парах идет по карточкам, которые составлены учителем и отражают основные теоретические вопросы темы. Вторая часть карточки содержит практическое задание на понимание теории, изложенной учеником. Тема «Многочлены», алгебра 7 класс. Карточка 1. Теоретическая часть. 1.Объясни товарищу, что такое многочлен.(п.25,стр119) 2.Приведи пример многочлена, назови из каких одночленов он составлен. (п.25,стр119) 3. Объясни товарищу, что называют членами одночлена. (п.25,стр119) 4.Объясни товарищу, в каком случае многочлен называют двучленом, трехчленом. Может ли многочлен состоять из одного члена. (п.25,стр119) Практическая часть. Реши, а затем объясни товарищу, как ты решал №567. Реши №560а,б, и объясни товарищу, получится ли при упрощении выражения многочлен? Чем он будет отличаться от многочленов из задания №567. Образец карточки
Cлайд 13
Информационные ресурсы http://sofronova.21416s05.edusite.ru/p32aa1.html http://www.valeryzykin.ru/view_post_diag.php?id=2 Литература Коменский Я. А. Великая дидактика.- Избр. Соч. М., 1995. Лийметс Х. И. Групповая работа на уроке. М., 1975. Леонов Н.Ф. Самооценка и самоконтроль в познавательной деятельности учащихся. В сб. Вопросы внутришкольного управления" М.,1982. Усова А. В., Гурова В. Г. Косовинова А. Н. Сравнительный анализ оценок и самооценок учащихся 6-10 классов по физике. В сб.: "Совершенствование процесса обучения физике в средней школе". Челябинск, 1975.