ПРЕЗЕНТАЦИЯ к логопедическому занятию « Дифференциация звуков и букв Ш – Ж» учитель – логопед при МОШ №8 Ганноченко Татьяна Анатольевна г. Макеевка, Донбасс
Cлайд 2
содержание Характеристика звука Ш. Характеристика звука Ж. Артикуляционная гимнастика для звуков Ш и Ж. Проговаривание чистоговорок. Чтение слогов. Составление слов из слогов. Игра «Прочитай по первым буквам» Игра «Что неверно нарисовал художник?» Работа со словами и предложениями. Игра «Какая картинка лишняя?» Работа с текстом.
Cлайд 3
Характеристика звука Ш Звук Ш согласный, глухой, твердый. Артикуляция звука: губы выдвинуты вперед; кончик языка поднят к небу, но не касается его, образуя щель; боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Язык принимает форму ковшика или чашечки. голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними; воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
Cлайд 4
Характеристика звука Ж Звук ж согласный, звонкий, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет. Артикуляция звука: губы несколько выдвинуты вперед; кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель; боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки. голосовые связки сомкнуты и колеблются под напором струи выдыхаемого воздуха; воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
Добавить слог, чтобы получилось слово. Придумать предложения с этими словами.
Cлайд 9
Игра «Прочитай по первым буквам»
Cлайд 10
Что неверно нарисовал художник. Найдите картинки со зв. Ж и Ш. Определите место звуков в словах.
Cлайд 11
Назвать картинки. Найти слова, в названии которых нет звуков Ш и Ж Записать слова в тетрадь в два столбика , в зависимости от наличия зв. Ш или Ж. Придумать предложения с одним словом на звук Ш и одним на звук Ж. Записать в тетрадь.
Cлайд 12
Картинки живут в двухэтажном доме. Назовите их. На первом этаже живут картинки на звук Ш. На втором – на звук Ж. Какие картинки ошиблись этажами? И почему? Назовите те, которые отвечают на вопросы «Кто это?» и «Что это?» Почему мы ставим такие вопросы?. Первый этаж: Второй этаж:
Cлайд 13
Прочитать текст Мышка и желудь. На дубу жил маленький желудь. Он очень любил кататься на ветру. Один раз подул сильный ветер, жёлудь сорвался со своей ветки и полетел. Летел, летел и упал возле дерева. - Что же мне теперь делать? – заплакал желудь. Вдруг он увидел, что какое то маленькое животное смотрит на него. - Ты кто? Ты хочешь меня съесть? – спросил он. - Я мышка, тут недалеко норка где я живу. Тебя есть я не буду, у меня не такие острые зубки, а вот белочка или кабанчик тебя с удовольствием съедят. - Что же мне делать? – спросил желудь. - А ты спрячься в листьях, - говорит мышка. Желудь спрятался в листьях и заснул. Прошла осень и зима. Начал таять снег. Мышка прибежала посмотреть, что же сталось желудем? А на том месте, где спрятался желудь выросло маленькое деревцо, которое с годами превратиться в большой, величественный дуб. - Про кого сказка? - Где жил желудь? - Куда он упал? - Что сказала желудю мышка? - Пересказать текст.