Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 55 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга Семинар «О мальчиках и девочках, а также их родителях» СПб, октябрь - февраль 2012 – 2013 уч.год
Cлайд 2
Цель Познакомить педагогов с основными научными знаниями о полоролевом воспитании дошкольников Сформировать у педагогов практические навыки по полоролевому воспитанию
Cлайд 3
План семинара № Содержание Срок Ответственный 1 Вопросы теории Исторический аспект проблемы полового воспитания в дошкольной педагогике Современные проблемы полового воспитания и реализация гендерного подхода в домашнем и общественном воспитании Октябрь Педагог-психолог Мананникова А.К. 2 Содержание и формы работы с детьми Особенности работы воспитателя с детьми по формированию полоролевой идентификации Тематика секретных бесед с мальчиками и девочками Этикет для девочек и мальчиков на основе программы «Мальчики и девочки – кто они?» М.А.Радзивиловой Методические рекомендации по формированию идеалов мужественности и женственности у детей средствами художественной литературы Декабрь Воспитатели групп 3 Содержание и формы работы с родителями Взаимодействия ДОУ с родителями по вопросам полоролевого воспитания детей Нетрадиционные формы работы с семьей по вопросам полоролевого воспитания Февраль Ст. воспитатель Цветкова Е.В. Воспитатели групп
Cлайд 4
Исторический аспект проблемы полового воспитания в дошкольной педагогике
Cлайд 5
1 этап: «Снять покров с тайны рождения» Первый уровень – «географический» Ребенок интересуется, где он находился до своего рождения, и почти не воспринимает правдоподобные ответы взрослых Второй уровень – «магически-технологический» Ребенок задает родителям вопросы, касающиеся технологии рождения и создает собственные версии того, как это происходило Третий уровень – «переходный технологический» Дети представляют деторождение как участие родителей в «засевании семени» и излагают собственную интерпретацию того, в чем их просветили сверстники и взрослые
Cлайд 6
2 этап Пробуждение сексуальности Оральная – получение младенцем удовольствия от акта сосания когда ощущение от прикосновения к губам и их ритм поглощает все внимание малыша и кончается сном (цель принятия пищи исключается) Анальная - внимание малыша переключается на удовольствие от процесса дефекации Генитальная – получение удовольствия от акта мочеиспускания З.Фрейд
Cлайд 7
3 этап Формирование половой идентичности Игровое пространство для мальчиков Игровое пространство для девочек Общие дела
Cлайд 8
4 этап Разработка методик полового и полоролевого воспитания Соблюдение главных принципов нравственного воспитания Формирование основ нравственных качеств мужественности и женственности через различные виды детской совместной деятельности Использование механизмов подражания Преодоление разобщенности детей разного пола в старших группах детского сада, чему способствуют: а) формирование адекватных представлений не только о своей половой, но и социальной роли представителей противоположного пола и уважительного отношения к ней б) совместность участия детей разного пола в воспитательной работе педагога по полоролевому развитию в) инициирование сюжетно-ролевых игр, где дети будут проигрывать свои будущие социальные роли, в том числе и семейные г) привлечение детей обоего пола к простейшему принципу взаимодополнения с учетом возможностей партнера
Cлайд 9
Гендерная социализация - процесс формирования мужской или женской идентичности в соответствии с принятыми в обществе культурными нормами. Гендерная роль – набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.
Cлайд 10
Современные проблемы полового воспитания и реализация гендерного подхода в домашнем и общественном воспитании
Cлайд 11
Проблемы бесполой педагогики Отсутствие дифференцированного подхода к задачам, принципам, содержанию и методам работы с детьми в зависимости от их пола Преобладание женщин – педагогов в системе образования Преобладание женской линии в семейном воспитании Создание развивающей среды без учета гендерной дифференциации
Cлайд 12
Особенности мужского и женского стилей воспитания Женское воспитание: Повышенная эмоциональность Преобладание словесных методов и приемов косвенного воздействия на сознание ребенка Более требовательное отношение к девочкам Более терпимое отношение к мальчикам В своих педагогических оценках женщины более непоследовательны и зависимы от мнения окружающих. Мужское воспитание: Меньшая зависимость от мнения окружающих Чаще используют телесные наказания и тактильные методы поощрения Предпочтение активных игр, игр «неразберих» Менее эмоциональны Более терпимое отношение к девочкам, более требовательны к мальчикам
Cлайд 13
Стратегии гендерной социализации Модели гендерной социализации Объем информации Содержание информации Подход Общий тон Рестриктивная Минимум – чем меньше, тем лучше Не делай того или этого, ибо… Это единственный верный путь Нет! Пермиссивная Максимум – чем больше, тем лучше Существуют следующие пути… Все пути хороши Да! «Золотая середина» Оптимум – столько, сколько необходимо Поступай так, а не иначе, ибо… Есть много путей, выбирай лучший Да, но…
Cлайд 14
Вывод Гендерные роли формируются культурой (воспитание, образование. обучение) Половое воспитание в широком смысле слова – весь процесс гендерной социализации Гендерная социализация дает девочкам «корни», а мальчикам - «крылья»
Cлайд 15
Домашнее задание Аннотация к книге В.Д.Еремеевой, Т.П.Хризман «Мальчики и девочки -два разных мира»
Cлайд 16
Литература «Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей» Т.В. Иванова, Волгоград: ИТД «Корифей», 2008 «Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста», И.П. Шелухина, М.: ТЦ «Сфера», 2006 Программа «Мальчики и девочки – кто они?» М.А.Радзивиловой «Формирование гендерной идентичности» Н.А. Виноградовой, Н.В.Микляевой, М. ТЦ «Сфера», 2012