Основные этапы жизни Антон Семёнович Макаренко Родился 13 марта 1888 в Белополье Сумского уезда Харьковской губернии. В 1897 году поступил в начальное железнодорожное училище В 1901 переехал с семьей в Крюков. В 1904 окончил училище Кременчуга и одногодичные курсы по педагогике. В 1905 работал учителем в железнодорожном училище 1914-1917 учеба в Полтавском институте 1916 призыв в армию, но из-за проблем со зрением демобилизован. 1917-1919 заведующий железнодорожной школы. 1920 г. принял руководство детской колонией под Полтавой в дальнейшем колония им. Горького 1919 переезд в Полтаву. С 1927-1935 руководитель детской трудовой коммуны С 1934 член Союза советских писателей 1935 переведен в Киев С июля 1935 года он – помощник начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР. В 1937 году А.С. Макаренко приезжает в Москву, где в дальнейшем и проходит его литературная и общественно-педагогическая деятельность. 1939 подает заявление о принятие его кандидатом в члены союза ВКП. 1 апреля 1939-смерть. Он умер в поезде когда ехал в Москву ,от разрыва сердечной мышцы.
Cлайд 3
Cлайд 4
Педагогическая деятельность «Многие считают меня специалистом по работе с беспризорными. Это неправда . Я всего работал 32 года, из них 16 лет в школе и 16 с беспризорными.» Начало педагогической деятельности Макаренко совпадает с первой русской революцией. Школа в Крюкове . Первого сентября 1905 года Макаренко стал учителем в Крюковском двухклассном железнодорожном училище. Оно находилось на территории железнодорожных мастерских. Учились здесь дети рабочих. «Я сам был сыном рабочего и мои ученики были такого же сорта»-А.С.Макаренко. « В железнодорожной школе, где я учительствовал, воздух был несравненно чище, чем в других местах,- вспоминал Макаренко,- рабочее, настоящее пролетарское общество крепко держало школу в своих руках, и « Союз русского народа» боялся к ней приближаться. Из этой школы вышло много большевиков»
Cлайд 5
Макаренко стал учителем русского языка, рисования и черчения- как раз тех предметов, которые были его любимыми предметами в Кременчугском городском училище. Антон Семенович резко выделялся из числа преподавателей. Когда он входил в класс , на пороге он останавливался, здоровался с детьми, осматривал весь класс, каждого. Макаренко раскрывал перед классом все богатство, красочность русского языка, воспитывал любовь к литературе. Для этого он использовал дополнительные занятия. В воспоминаниях детей он предстает как учитель-художник, тонко чувствующий красоту. Когда он читал замирал весь класс. Одна из замечательных черт молодого учителя была не только обогащать знаниями по предмету, но и воспитывать своих учеников. Революция 1905 года ускорила процесс внутреннего созревания Макаренко. В 1910 году в школу был назначен новый заведующий- монархист и взяточник. Макаренко трудно было работать в таких условиях, ведь прежний заведующий М.Г. Компанцев поддерживал его начинания. Нового заведующего Макаренко в глаза назвал взяточником, и хотя судебное разбирательство подтвердило это. Антону Семеновичу пришлось уйти из училища.
Cлайд 6
Cлайд 7
Долинская 1 сентября 1911 года по распоряжению училищ Херсонской губернии Макаренко был переведен в железнодорожное училище на станции Долинская. Здесь еще раньше стал работать заведующим М.Г. Компанцев. Долинская казалась Макаренко глухим местом. В Долинской школе учились дети стрелочников, путевых сторожей, мелких служащих. Для учеников был создан интернат на 60 человек. Антон Семенович стал воспитателем. Было тяжело совмещать труд педагога и воспитателя. Он требовал большой выдержки, полного напряжения душевных и физических сил. У Макаренко еще много времени уходило на проверку тетрадей школьников и было нелегко прожить на скромную заработную плату с семьей. Антон Семенович никогда не жаловался на трудности, ему помогала активная натура, любовь к жизни и к людям. Под руководством Макаренко в школе был организован духовой оркестр. Годы работы В Долинской и Крюкове много дали Антону Семеновичу .
Cлайд 8
Cлайд 9
Педагогические взгляды Основными проблемами педагогической науки Макаренко считал: А) что объектом педагогического исследования должен быть не ребенок, а педагогический факт. Б) необходима перестройка всей психологии школьного работника, чтобы было усильное внимание к детскому коллективу как к органическому целому. В) для хороший школы нужна научно организованная система всех влияний. Г)психология должна сделаться не основанием педагогики, а продолжением ее в процессе реализации педагогического закона. Д) русская трудовая школа должна перестроится, потому что сейчас она по идее буржуазна. Должно быть не труд-работа, а труд-забота. У Макаренко есть своя педагогическая система, основой которой является что воспитанник выступает творцом , а не объектом воздействия. Так же Макаренко создал педагогические основы. Воспитание детей в коллективе. Педагогический коллектив- это коллектив воспитанников и взрослых. Законодательный орган- это общее собрание всего педагогического коллектива, где каждый имеет право голоса. Исполнительный орган – это совет командиров, куда входили командиры первичных отрядов и председатели комиссий
Cлайд 10
Cлайд 11
Дисциплина и режим. Дисциплина – это не средство и не метод воспитания. Это результат всей воспитательной системы. Воспитание – это не морализирование, это хорошо организованная жизнь детей. интересы коллектива стоят выше интересов личности, если личность сознательно выступает против коллектива. Режим – средство (метод) воспитания. Он должен быть обязателен для всех, точно по времени. Свойства режима: должно быть целесообразным; точным по времени; обязательным для всех; носит изменчивый характер. Наказание и поощрение. Воспитание должно быть без наказания, если конечно воспитание правильно организовано. Наказание не должно приносить ребёнку моральные и физические страдания. Суть наказания в том, что ребёнок переживает за то, что его осудил коллектив, его сверстники. . Трудовое воспитание- заключается в том, что он не может быть без участия в производительном труде.
Cлайд 12
В педагогическом коллективе должны быть следующие признаки: 1. Умение работать в коллективе; 2. развитую способность к коллективному творчеству; 3. товарищескую солидарность и взаимопомощь; 4. активное участие в коллективной деятельности; 5. заботу о своем коллективе и его перспективах; 6. осознание себя хозяином коллектива; 7. ответственность за своих товарищей и за весь коллектив; 8. умение приказать и подчиниться товарищу; 9. желание и потребность подчинить свои интересы коллективу; 10. принятие коллективных перспектив и традиций как своих собственных. Антон Семенович считал что между педагогом м воспитанником должен быть демократические, а не авторитарные отношения. Ведущий компонент в воспитание педагогическая цель.
Cлайд 13
Требования к учителю Нужно воспитывать не отдельного человека, нужно воспитывать целый коллектив. Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог обязан это делать. Он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой. Педагог всегда должен иметь цель в каждом действии. система педагогических средств должна быть поставлена учителем, воспитателем так, чтобы обеспечить её творческое развитие и своевременно устранять устаревшие методы, цели, требования. разработка новых, современных воспитательных целей и их соответствующих методов достижения.
Cлайд 14
Cлайд 15
С. Макаренко решительно опровергал широко распространенное мнение, будто дети могут любить и ценить только снисходительного и мягкого учителя. «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их, если они торчат у вас под рукой, можете даже безразлично относиться к их симпатии, но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они все на вашей стороне, и они не выдадут…. И наоборот, как бы вы ни были ласковы…. как бы вы ни были симпатичны в быту и в отдыхе, если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете, если все у вас оканчивается браком,- никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения, иногда снисходительного и иронического, иногда гневного и уничтожающе враждебного, иногда назойливо шельмующего» Учитель должен уметь увидеть положительное в воспитаннике и уважать это. У учителя должно быть наличие и постоянное накопление педагогического опыта, постоянные наблюдения и переработки педагога в его отношениях с детьми.
Cлайд 16
Педагогические труды Главное художественное произведение А.С. Макаренко-» Педагогическая поэма» В эту книгу автор вложил все самое лучшее как человек и художник слова. Книга Макаренко запечатлела черты советской действительности с покоряющей поэтической силой. Педагогическая поэма-произведение литературы социалистического реализма о воспитании, о вдохновенном труде педагога, о рождении нового человека. Другие произведения: Марш 30 года. Книга для родителей. Честь. Флаги на башнях. Лекции о воспитании детей. Мажор.
Cлайд 17
Cлайд 18
Вклад в развитие педагогики А.С. Макаренко разработал педагогическую систему. Он внес новые идеи изменения в воспитание и обучение детей, благодаря собственной педагогической деятельности. Гуманизм и коллективизм основы творчества деятельности Макаренко. Педагогические труды Макаренко актуальны, потому что обращены к будущему. Весь личный опыт Макаренко обращены к людям, а каждому, и каждый черпает из этого нечто важное для своего роста.