Понятийный аппарат Самоуправление – принцип автономного управления малыми сообществами, общественными организациями и объединениями в гражданском обществе.
Cлайд 3
Понятийный аппарат Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей
Cлайд 4
Понятийный аппарат Детская общественная организация – добровольное, самодеятельное, самоуправляемое объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности на основе общих интересов и целей.
Cлайд 5
Понятийный аппарат Творческое объединение учащихся по интересам – форма организации творческой деятельности в системе дополнительного образования детей (кружки, секции, клубы).
Cлайд 6
Нормативная база для организации ученического самоуправления международные документы · Декларация прав ребенка. 20 ноября 1959г. Принцип №7 гласит: «Ребенок имеет право на получение образования, которое способствовало бы его общекультурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества». Конвенция о правах ребенка. 5 декабря 1989г. Статья №15 утверждает: «Государства участники признают право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний. В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе, в интересах государственной безопасности, или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц» .
Cлайд 7
Нормативная база для организации ученического самоуправления федеральные документы Федеральный закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» № 31-ФЗ от 21.03.2002г., регламентирует основные направления и формы государственной поддержки молодежных и детских объединений. Закон «Об образовании», утверждает принцип демократического, государственно-общественного характера управления образованием и автономности образовательного учреждения. В статьях 50, 52 и 55 закона гарантируются права обучающихся, их родителей и педагогических работников на участие в управлении образовательным учреждением.
Cлайд 8
Нормативная база для организации ученического самоуправления региональные документы Закон Челябинской области от 28 мая 1998г. №303 «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Челябинской области». Решение коллегии от 29 марта 2005г. №18\1 «О развитии социальной активности и поддержке социальных инициатив детей и молодежи в Челябинской области».
Cлайд 9
Приоритетные принципы построения ШСУ
Cлайд 10
Структура модели Блок целеполагания Позиционный блок Организационный блок Нормативный блок Содержательный блок Технологический блок
Cлайд 11
Структура модели Целеполагание – принятие ценностей и идиологии, закладываемых в модель ученического самоуправления, постановка цели, которую необходимо достигнуть через формулирование задач и определение путей их реализации Почему это важно? Зачем мы это делаем? Что для этого мы делаем?
Cлайд 12
Структура модели Позиционный блок – общая схема основных структурных элементов самоуправления с указанием их взаимосвязей. Организационный блок – выделение уровней с описанием их возможностей Кто и как участвует в работе?
Cлайд 13
Структура модели Нормативный блок- перечень и краткая характеристика основных нормативных документов Содержательный блок – системообразующая деятельность Технолоический блок – возможные формы работы На основе чего работаем? Что в наших правах? Что в основе работы? Как делаем?
Cлайд 14
Модели ученического самоуправления
Cлайд 15
Административная модель Это формально-правовое самоуправление, основанное на требованиях законодательных и локальных актов. С помощью этой модели участники образовательного процесса, реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения.
Cлайд 16
Игровая модель Самоуправление, основанное на соблюдении всех законодательных и нормативных актов РФ, гармонично вписанных в правила игры, моделирующей деятельность основных структур государства. Именно правила игры регламентируют взаимоотношения всех участников образовательного процесса
Cлайд 17
Раздельная административно-игровая модель Это сочетание двух первых моделей с преимущественным использованием формально-правового управления и включением в жизнь школы 1 раз в год, четверть в виде замещения должностей педагогов школы.
Cлайд 18
Совмещенная административно-игровая модель Это сочетание первых двух моделей, но с преимущественным использованием игровой технологии, когда в игровой процесс включаются все участники образовательного процесса (У Р П). За формально – правовым самоуправлением остаются принципиальные вопросы (охрана жизни, минимум образования)
Cлайд 19
Модель ученического самоуправления в классе компоненты: - название модели классного самоуправления; - изображение структуры самоуправления в виде схемы (с указанием связей с органами школьного ученического самоуправления); - описание содержания и организации деятельности постоянных и временных органов самоуправления в классе, их полномочий, функций, «фирменных дел», проводимых учащимися; - формулирование заповедей (принципов, правил) жизнедеятельности классного коллектива (работы ученического самоуправления); - описание роли и функций взрослых (классного руководителя, учителя-предметника, родителей и др.) в обеспечении работы и развития ученического самоуправления.