Код презентации скопируйте его
Субъектная позиция человека как ценность и образовательная цель: подходы к проектированию Битянова М.Р., к.пс.н., директор Центра «ТОЧКА ПСИ»
Субъектная позиция - устойчивая система отношений человека к миру, другим людям и самому себе, позволяющая ему сознательно, ответственно и свободно строить свою жизнь в мире людей, совершать жизненные выборы и поступки, основными критериями которых являются ценности (система христианских ценностей).
Основные понятия Субъектность способность человека превращать свою жизнедеятельность в предмет практического преобразования, становиться и быть автором собственной жизни, способность управлять своими действиями, планировать способы своих действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий. Ценности - осознаваемые (то есть, они могут быть осознаны) представления, которые выступают для личности идеальной моделью, основанием выборов и непосредственно задействованы в процесс выбора человеком той или иной стратегии поведения в жизненной ситуации.
Этапы развития субъектности (по В.И. Слободчикову) субъект действия субъект собственного действия субъект деятельности субъект собственной деятельности
Соотнесение : Возрастной этап Этапличностного развития Уровеньсубъектности Рольценностей 6-10 Социализация Субъект действия –субъект собственногодействия Эталон 10-15 Индивидуализация Субъектсобственного действия – субъектдеятельности Эталон,принципвыбора 15 -… Авторство Субъектдеятельности– субъект собственнойдеятельности Эталон,принцип выбора,приоритет
Типы образовательных ситуаций для развития субъектной позиции: Освоение культурных ценностных образцов Совершение выбора на основе ценностей Проектирование и жизнетворчество на основе ценностей тип тип тип
Содержание проектировочных действий при создании образовательной ситуации: Построение модели ситуации на основании теоретического понимания ее природы и структуры (уровень субъектности + роль ценностей) Проектирование способа воспроизведения модели в реальной практике (методические условия) Многократное практическое конструирование ситуации в вариативных условиях (сценарии мероприятий и уроков разного вида) Рефлексия по поводу выявленных закономерностей (методические условия)
Образовательная ситуация - Спроектированная (специально организованная) взрослым под конкретные образовательные (развивающие) задачи ситуация деятельности ребенка (группы детей) Субъектная активность + опора на ценность