Семинар для педагогов «Профилактика суицидального риска в образовательном учреждении»
Cлайд 3
Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно. Иосиф Бродский
Cлайд 4
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Суицидент – человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности.
Cлайд 5
Статистика суицида в России В России самоубийство, как причина смерти, находится на пятом месте в ряду других причин. Россия занимает второе место, после Литвы, по уровню завершенных самоубийств Каждый двенадцатый подросток в возрасте 13-17 лет пытается совершить попытку самоубийства Число законченных суицидов среди юношей в среднем в 3 раза больше, чем среди девушек. Девушки пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем юноши
Cлайд 6
Cлайд 7
Информация к размышлению. Наиболее частой причиной попытки самоубийств среди подростков - семейные конфликты с родителями. На втором месте – угроза потери близкого человека (неразделенная любовь) На третьем месте – несправедливое отношение, обвинение 15% суицидов предпринимали повторные попытки самоубийств.
Cлайд 8
Самоубийство - слишком противоестественный и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает не мгновенно. Ему, как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации.
Cлайд 9
Динамика развития суицидального поведения Выделяют 5 ведущих мотивов суицидального поведения «Призыв» «Протест» «Избегание» «Самонаказание» «Отказ»
Cлайд 10
Причины суицидов в детском и подростковом возрасте
Cлайд 11
Факторы препятствующие возникновению суицидального поведения Эмоциональная привязанность к значимым родным и близким; Выраженное чувство долга, обязательность; Концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба; Учет общественного мнения, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения; Наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов; Наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении; Психологическая гибкость и адаптированности, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности. Наличие актуальных жизненных ценностей, целей; Проявление интереса к жизни; Привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними; Планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни.
Cлайд 12
Признаки намерения совершения суицида Словесные признаки: Разговоры о смерти: “Я собираюсь покончить с собой”; “Я не могу так дальше жить”. Намёки о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”; “Тебе больше не придется обо мне волноваться”. Много шутят на тему самоубийства. Заинтересованность вопросами смерти.
Cлайд 13
Поведенческие признаки: 1. Раздают другим вещи, имеющие большую личную значимость, приводят в порядок дела, мирятся с давними врагами. 2. Демонстрируют радикальные перемены в поведении, 3. Проявляют признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Cлайд 14
Ситуационные признаки 1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным. 2. Живет в нестабильном окружении 3. Ощущает себя жертвой насилия 4. Предпринимал раньше попытки суицида. 5. Имеет склонность к самоубийству 6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей). 7. Слишком критически настроен по отношению к себе.
Cлайд 15
Помощь : Помощь педагогов в заблаговременном выявлении таких детей может выразится в том, что общаясь с ребёнком, вы можете увидеть признаки проблемного состояния: напряжения, апатия, агрессивность и.т.п. Педагог может обратить внимания школьного врача, психолога, родителей, администрацию школы на этого подростка. Старшему подростку вы можете предложить разьяснительную беседу, в которой пояснить, что видит его состояния и советует обратится к психологу, так как оно требует работы специалиста.
Cлайд 16
В каждом возрастном периоде у детей появляется психологические новообразования. В связи с этим необходимо осуществить психопрофилактику, с самого первого класса, учитывая основные виды деятельности учащихся во все школьные психологические периоды.
Cлайд 17
№ п/п Класс Основные виды деятельности с учащимися На что обратить внимание 1 1 – 4 Становление и развитие самооценки учащихся. В 9 лет, как правило, проявляется интерес к смерти. Естественно, если в этом возрасте самооценка слегка завышена. Рискованные поступки могут совершаться из-за интереса к смерти. 2 5 Адаптация к среднему звену Активизация интереса к коллективной деятельности. Коррекция детской застенчивости; развитие эмоциональной сферы ребенка 3 6 Активизация интереса к эмоционально-волевой сфере человеческой жизни Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы; Рефлексия понятий «герой, героизм, патриот» 4 7 Резкое падение самооценки; повышение агрессивности, тревожности, ранимости, неадекватности реагирования в общении Развитие навыков общения, Формирование навыков саморегуляции, реализация потребности в эмоциональной поддержке со стороны взрослых (семьи, педагогов) 5 8 Незначительно снижение тревожности и агрессивности сочетается с нестабильной самооценкой; Активизация сферы профессиональных интересов Развитие навыков общения; формирование навыков саморегуляции; первичное исследование сферы профессиональных интересов 6 9 Активизация сферы профессиональных интересов; рост потребностей в психологических знаниях о себе; поиск целей и смысла жизни; просыпается конфликт «отцов и детей» Психологическая, педагогическая подготовка учащихся к профильному выбору; Обучение построению жизненных перспектив и планов с учетом психологических знаний о себе 7 10-11 Профессиональное самоопределение. Раздумья о любви, о семейных отношениях Юношеский максимализм, идеализм, высокий уровень критики жизненного устройства, радикальность мнений и поступков Появление собственной внутренней философии, отношения к жизни и ее смыслу Нетрадиционные педагогические и психологические приемы обучения, общения, воспитания. Готовность педагога помочь найти ответ на вопросы, которые ставят перед ним учащиеся
Cлайд 18
Рекомендации: Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. Оцените серьезность намерений и чувств решившегося на самоубийство человека. Оцените глубину эмоционального кризиса. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве.