ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА N 297 ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Тема педагогического исследования «Метод проектов как инструмент оценки формирования УУД учащихся в образовательном пространстве школы»
Cлайд 2
Актуальность разработки и реализации инновационного проекта. Важнейшей частью новых образовательных стандартов является Фундаментальное ядро общего образования, в котором зафиксированы элементы научных знаний и универсальные учебные действия. В примерной программе прописан и структурирован вклад предметов в формирование и развитие УУД, однако каждому педагогическому коллективу предстоит объединить усилия для работы в данном направлении, понимая их общий характер и возможности вынести эти задачи за рамки учебного процесса в систему дополнительного образования и внеурочной деятельности. Для достижения данной цели необходимо задать требования в предметно - деятельностной форме, а также подобрать алгоритм оценивания, включающий только действия и деятельности, которые можно зафиксировать, измерить и оценить.
Cлайд 3
«Успешной становятся те школы, где сформирован «экспериментальный дух» учительского потенциала, иными словами – сформирована модель «инновационного поведения», которая является сильным мотиватором педагогической деятельности, снижает риск профессионального выгорания учителя». Из речи Президента РФ. Послание Федеральному собранию. Таким образом главной проблемой на современном этапе подготовки к внедрению новых образовательных стандартов мы видим: создание единой метапредметной технологии формирования и развития УУД в образовательном пространстве школы с последующей разработкой универсальной системы многофункционального оценивания УУД учащихся.
Cлайд 4
Идея предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций в ходе работы над проектами разного уровня и качества, но!!! с обязательным материальным воплощением результатов работы в некий продукт и обязательной презентацией этих результатов согласно прозрачной системе критериев. Технология проектирования позволяет объединить классно-урочную и внеурочную деятельность учащихся в единую систему для достижения поставленной цели. При этом новое содержание приобретают внешние и внутренние формы контроля, делая их прозрачными, достоверными и многофункциональными. Ключевая педагогическая идея проекта
Cлайд 5
Ключевая педагогическая идея проекта Применение школьных учебных и творческих проектов, исследовательских проектов в системе может привести к результатам, которые можно адекватно оценивать, разработав прозрачную единую критериальную базу. Причем особенностью каждого проекта должен быть конечный материальный продукт (презентация по теме, выставка, конкурс, стенгазета, эссе, портфолио, сообщение и др.) или действо (выступление музыкальное, театральное и т.п.), которые оцениваются независимыми экспертами разного уровня. Система проектирования в урочной и внеурочной деятельности педагога предполагает введение новой (балльной) системы оценивания и применение тьюторских технологий. Результаты оценивания проектной деятельности каждого ученика являются обязательной частью портфолио личных достижений.
Cлайд 6
Ключевая педагогическая идея проекта 1. Анализ критериев оценки УУД и алгоритм оценочных систем позволил предположить, что такая активная технология обучения как метод проектов разной дидактической направленности может стать основой метаметодики по формированию УУД согласно заявленным целям и задачам. 2. Известно, что проектирование относится к активным деятельностным технологиям обучения. 3. Алгоритм подготовки и структура проекта как нельзя лучше отвечает современным задачам обучения и воспитания школьников, однако в единой системе образовательного пространства школы применяется редко. Вывод: метод проектов можно использовать как инструмент для оценивания УУД школьников при условии разработки единой критериальной базы на всех ступенях обучения в образовательном пространстве школы.
Cлайд 7
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСПЕРИМЕНТА Тип педагогического эксперимента – качественно-измерительный. Объект – система оценки формирования УУД учащихся в образовательном пространстве школы Предмет – разработка универсальной системы оценивания УУД. Цель - введение технологичного проектирования в образовательный процесс в качестве метаметодики и инструмента для универсальной оценки формирования УУД.
Cлайд 8
- разработать единый алгоритм построения проекта согласно заявленным задачам по формированию УУД; - планировать в качестве ожидаемого результата материальный продукт или творческое выступление, которые можно оценить внешней оценкой или самооценкой со стороны самого ученика; - разработать универсальную критериальную базу оценки проектов. Задачи инновационного исследования:
Cлайд 9
Масштаб – системный. ЭТО: Построение единой системы проектирования как активной единой технологии классно-урочной и внеурочной (внеклассной) деятельности. Разработка критериев внешней оценки результатов формирования УУД требует системных изменений работы внутришкольных структур и всего педагогического коллектива в целом. Такая стратегия инновационных изменений является приемлемой для небольшого высокопрофессионального коллектива с ответственным и готовым к инновациям руководством при условии реализации базовых образовательных программ и широкого спектра внеурочной и внеклассной деятельности в школе. Масштаб инновационных изменений.
Cлайд 10
1 этап эксперимента – констатирующий (диагностический) Выявить основные проблемы, с которыми столкнется коллектив при переходе на новые образовательные стандарты. Подготовить коллектив и внутришкольные структуры к новым функциям и к работе над осмыслением новых задач, заявленных в примерных образовательных программах. Ознакомить педагогический коллектив с стратегическими идеями развития ОУ в свете новых образовательных стандартов. Научно-методическому совету проанализировать движущие и сдерживающие силы в отношении инновации. План опытно-экспериментальной работы на 2010 – 2011 учебный год
Cлайд 11
1 этап эксперимента – констатирующий (диагностический) 5. Администрации разработать стратегию и проанализировать проблемы и риски, которые могут быть вызваны инновацией. 6. Администрации определить критерии, по которым будет осуществляться контроль и оценка результатов внедрения инноваций, определить необходимые ресурсы. 7. Создать мотивационные условия для погружения в инновационную работу педагогического коллектива. 8. Создать пилотные и рабочие группы для разработки содержания инноваций: технологизации обучения и воспитания учащихся и разработке системы персонифицированного и неперсонифицированного, а также мониторингового оценивания результатов формирования УУД в образовательном пространстве школы.
Этапы выполнения педагогического исследования 1 этап эксперимента – констатирующий (диагностический) – 2010 – 2011 г.г. 2 этап – формирующий (обучающий) – 2011 – 2012 г.г. 3 этап – контролирующий – 2012 – 2013 г.г. 4 этап – диагностирующий (сравнительный) – 2013 – 2014 г.г.
Cлайд 14
Ожидаемые результаты. Активизация образовательного процесса при внедрении системы технологичного проектирования и внешней системы оценивания результатов. Формирование и развитие УУД учащихся при условии индивидуализации и дифференциации процесса обучения и воспитания. Развитие творческого потенциала школьников в проектной деятельности. Расширение профориентационной работы в системе воспитания и социализации учащихся. Создание системы внутреннего и внешнего оценивания результатов работы педагогов по формированию УУД учащихся.