Обучающий семинар Современные педагогические технологии.
Cлайд 2
Понятие «Технология» Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель). Технология – это точное знание того, как надо обучать и такой способ обучения, который ориентирован на результат и гарантирует его достижение (Е.В.Бондаревская).
Cлайд 3
Понятие «Педагогическая технология» Технология – категория процессуальная; она может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта. Технология направлена на проектирование и использование эффективных и экономических процессов . Технология - совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами; Технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть информационно-методический инструментарий педагогического процесса. (Д.С.Лихачев); Технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
Cлайд 4
Педагогическая технология Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин). Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера взаимодействия и воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с детьми.
Cлайд 5
Образовательная технология Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам процесса. Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
Cлайд 6
Понятие «педагогическая технология» представлено тремя аспектами. научным процессуально-описательным процессуально-действенным педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств
Cлайд 7
педагогическая технология функционирует в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, в качестве реального процесса обучения.
Cлайд 8
Общепедагогический Общевоспитательский(общедидактический) уровень Частнометодический (предметный) уровень Локальный (модульный) уровень технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя). локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).
Cлайд 9
Структура Педагогической технологии Содержательная часть обучения Процессуальная часть (технологический процесс) Концептуальная основа цели обучения - общие и конкретные; организация учебного процесса; содержание учебного материала; методы и формы учебной деятельности школьников; методы и формы работы учителя; деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала диагностика учебного процесса.
Cлайд 10
Основные качества Критерии технологичности. Концептуалъностъ. Системность. Управляемость Эффективность. Воспроизводимость
Cлайд 11
Принципы современных педагогических технологий Карл Ван Парререн вызвать у учащихся устойчивую мотивацию к учебной деятельности; учить диалогично; учить диагностично; разделять содержание образования на подходящие учебные единицы и задачи; обеспечивать учебное содержание на разнородных уровнях (материальный, перцептивный, умственный); обучать в соответствующем темпе, используя подходящие средства;
Cлайд 12
Принципы современных педагогических технологий обучать и помогать учащимся на уровне их фактических способностей; учитывать способность к рефлексии и оцениванию самими учащимися своего прогресса; обеспечивать набор заданий для группы перед тем, как учащиеся начнут работать самостоятельно; стимулировать инициативу и творчество учащихся; способствовать действительному формированию субъективности учащихся; обеспечивать условия для климата в классе, ведущего к формированию социально интегрированной личности учащегося.
Cлайд 13
Классификация педагогических технологий По уровню применения По философской основе По ведущему фактору По научной концепции По характеру содержания и структуры По способу методу средству По категории обучающихся
Cлайд 14
По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П. Беспалько классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное); обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное); система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное); обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа; система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) -групповые, дифференцированные способы обучения; компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное); система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) индивидуальное обучение; «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.
Cлайд 15
различные комбинации «монодидактических» систем традиционная классическая классно-урочная система Я. А. Коменского; современное традиционное обучение, групповые и дифференцированные способы обучения; программированное обучение;
Cлайд 16
позиция ребенка в образовательном процессе Авторитарные технологии дидакто-центрические технологии Личностно-ориентированные технологии Гуманно-личностные технологии Технологии сотрудничества Технологии свободного воспитания Эзотерические технологии
Cлайд 17
По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий. Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирована учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; Альтернативные Комплексными политехнологиями являются многие из действующих систем авторских школ
Cлайд 18
Описание и анализ педагогической технологии Идентификация Название технологии Концептуальная часть Особенности содержания образования Процессуальная характеристика Программно-методическое обеспечение
Cлайд 19
Современные педагогические технологии: Личностно-ориентированные технологии обучения Технология педагогических мастерских Технология обучения как учебного исследования Технология коллективной мыследеятельности (КМД) Технология эвристического обучения Метод проектов Вероятностное образование (А. Лобок) Развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин), "Школа диалога культур - " ШДК" (В.С. Библер), Гуманитарно-личностная технология "Школа жизни" (Ш.А. Амонашвили), Преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего предмета (Е.Н. Ильин), Дизайн-педагогика. Технология формирования ИКТ -компетентности учащихся. Предметно-ориентированные технологии обучения Технология постановки цели Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина) Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко Технология концентрированного обучения Модульное обучение. Информационные технологии. Технология использования средств ИКТ в обучении Технологии дистанционного обучения Технологии оценивания достижений учащихся Технология "Портфолио" Безотметочное обучение Рейтинговые технологии Интерактивные технологии Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Технология проведения дискуссий Технология «Дебаты». Тьюторство. Тренинговые технологии.
Cлайд 20
В Лысьвенском районе около 80% педагогов ОУ используют технологии Инициатива «Наша новая школа» ИКТ в преподавании предметов, здоровьесберегающие технологии, метод проектов и исследовательская деятельность учащихся, дистанционное обучение старшеклассников, технологии оценивания учебных достижений учащихся. Технологическое поле ОП
Cлайд 21
Мониторинг эффективности педагогической технологии на примере ЗСТ. Мониторинг планируется на основе целевых установок технологии: ПРИМЕР Цель: Предмет исследования: Способы изучения: стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить детей ощущать радость от каждого прожитого дня, показывать им, что жизнь - это прекрасно, формировать у детей позитивную самооценку
Cлайд 22
Не соблюдение технологического цикла Несоответствие форм и методов концепции и целевым установкам технологии Нерациональное комбинирование образовательных технологий в рамках одного урока Отсутствие мониторинга эффективности использования СОТ
Cлайд 23
Технологическая компетентность - это знания основ технологий и умения творчески применять эти знания, проектировать и организовывать деятельность на основе технологий, анализировать эффективность и результаты своей деятельности с позиции технологии.
Cлайд 24
Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность. Выполнение этих требований рассматривается в приложении к учителю, ученику и общественно-родительскому контингенту лиц.