РАЗВИТИЕ РЕЧИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ ИСКУСТВА И ЭКОЛОГИИ ФНК КЕРИМШЕЕВА О.А. Черноножкина Оксана Геннадьевна
Cлайд 2
Актуальность исследования: Языковое образование младшего школьника – это процесс и результат учебно-познавательной деятельности, направленной на овладение языком и речью, на саморазвитие и становление ученика как личности. Разностороннее овладение речью обеспечивает школа, где речь играет роль инструмента познания, учения, приобщает школьника к искусству, к литературе как искусству слова, к театру, музыке. Речь вводит школьника в общественную деятельность. Через речь школьники включаются в творчество, в созидание новых ценностей.
Cлайд 3
Изучением данной проблемы занимались: Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Ф.И. Буслаев, В.И. Водовозов, С.П. Редозубов, Н.С. Рождественский, А.Н. Гвоздев, И.Ф. Харламов, Г.И. Щукина, Л.П. Федоренко, Д.Б.Эльконин, Т.И. Шамова, Я.П. Блонский, Ж.Ж. Пиаже, М.Р. Львов и др.
Cлайд 4
Предмет исследования - развитие речи как средство активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников. Объект исследования – процесс активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников.
Cлайд 5
Цель исследования – определить пути активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников. Задачи исследования: Определить теоретико-методологические положения, составляющие основу формирования активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников через развитие речи. Раскрыть сущность понятия – активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников через развитие речи. Определить критерии, уровни сформированности активизации учебно-познавательной деятельности. Разработать и экспериментально проверить методические подходы по активизации учебно-познавательной деятельности через развитие речи в процессе создания детского творческого журнала «Фантазеры».
Cлайд 6
Гипотеза исследования эффективность активизации учебно-познавательной деятельности будет протекать успешно, если: разработана методика по развитию речи, как средства активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников; осуществляется личностно-ориентированный подход к учащимся осуществляются методические подходы по активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников в процессе создания детского творческого журнала.
Cлайд 7
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3 ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования проблемы активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников через развитие речи………….…………………………………8 1.1 Историография и современные состояния проблемы……..8 1.2 Сущностные характеристики деятельности………...…….13 1.3 Речь: понятие, функции и виды……………………………..26 1.4 Особенности активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников средствами развития речи.......33 ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ ……………………………………………….39 ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников через развитие речи……………………………………………………………….40 2.1 Диагностика учебно-познавательной деятельности младших школьников…………………………………………………………40 2.2 Методика развития речи младших школьников ............... 2.3 Формирование общих учебных умений и навыков на основе учебно-познавательной деятельности ............................................. ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ ……………………………………………… .ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …..………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………
Cлайд 8
Моу – Вагайцевская средняя общеобразовательная школа
Cлайд 9
Экспериментальный класс
Cлайд 10
Контрольный класс
Cлайд 11
Констатирующий эксперимент Цель: выявить состояние активизации учебно-познавательной деятельности, уровень её сформированности у учащихся контрольного и экспериментального классов на начало эксперимента. Рисуночная диагностика по определению школьной мотивации учащихся.
Cлайд 12
Тест «Познавательная потребность» Цель: определение познавательной активности детей, т.е. их инициативы в деятельности.
Cлайд 13
Познавательная самостоятельность
Cлайд 14
Речевое развитие
Cлайд 15
Формирующий эксперимент Цель: проведение целенаправленной работы по реализации гипотезы исследования, разработке методических аспектов экспериментальной работы. Речь человека - это показатель его интеллекта и культуры. Развитие речи – одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Развивать речь детей – значит систематически работать над её содержанием, последовательностью, учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, грамотному оформлению мыслей. Заниматься этому нужно на каждом уроке, так как успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в работе по всем предметам, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
Cлайд 16
Победа на районных олимпиадах
Cлайд 17
Детский творческий журнал «ФАНТАЗЕРЫ»
Cлайд 18
Районный конкурс «Дорожные истории»
Cлайд 19
Неделя детской книги
Cлайд 20
Контрольный эксперимент Цель: определить уровни сформированности познавательной активности и развития речи в конце эксперимента. Школьная мотивация
Cлайд 21
Познавательная потребность
Cлайд 22
Речевое развитие
Cлайд 23
ВЫВОД: В процессе развития речи повышается уровень активности школьников в учении. При использовании средств активизации учебно-познавательной деятельности повышается уровень развития речи. Создание детского творческого журнала «Фантазеры» способствовало не только совершенствованию речи, но развитию грамматических навыков, повышению детской самооценки, формированию высокой школьной мотивации, а главное – активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников.