ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет» ФАКУЛЬТЕТ «СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» Проблема насилия в отношении детей: виды, формы, последствия, оценка факторов риска Шилина Ирина Борисовна, д.и.н., профессор, декан факультета «Социальная коммуникация» МГППУ Москва, 2013
Cлайд 2
1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми В России насилие в семье приводит к тому, что ежегодно на 100 тысяч увеличивается количество социальных сирот и армия беспризорных и безнадзорных детей. Насилие – это сила слабого, в большей степени обусловленная потребностью человека в самоутверждении через подавление других.
Cлайд 3
1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми Насилие в семье может иметь различный вектор направленности: со стороны мужа по отношению к жене; со стороны жены по отношению к мужу; со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям; со стороны старших детей по отношению младших; со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или к престарелым родственникам; со стороны одних членов семь по отношению к другим. В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети.
Cлайд 4
1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми Мифы: Факты: 1. Дети чаще подвергаются насилию в социально-неблагополучных семьях. Насилие в семье не ограничивается определенными социальными группами или слоями населения. Оно может присутствовать в семьях с высоким уровнем образования и доходов. Социально-неблагополучные семьи более прозрачны, проблемы ребенка из такой семьи заметны окружающим и представителям органов власти. Семьи с высоким доходом более закрыты и рядом с ребенком, страдающим от насилия в «социально-благополучной» семье нет никого, кто бы мог за него заступиться. Внешнее благополучие семьи не является гарантией безопасности ребенка.
Cлайд 5
1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми Мифы: Факты: 2. Физические наказания могут пойти ребенку на пользу. Физические наказания оставляют в детях чувство страха, унижения и желание отомстить. Они усиливают состояние ярости и фрустрации, при этом прививаемые таким путем нравственные нормы и ценности не усваиваются и не становятся внутренними ценностями. Наказание заставляет ребенка скрывать внешние проявления нежелательного поведения, но не устраняет его. Родители, физически наказывающие детей, служат для них примерами агрессивности.
Cлайд 6
1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми Мифы: Факты: 3. Дети могут провоцировать взрослых на жестокое обращение. Дети, как и другие люди, могут заставлять взрослых испытывать недовольство, раздражение и даже сильный гнев. Но только взрослые ответственны за то, какие способы - насильственные или ненасильственные они выбирают для выражения своего гнева. Приверженность взрослых насильственным способам закрепляет, согласно теории социального научения, незрелые формы саморегуляции и деструктивные формы поведения у детей.
Cлайд 7
1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми Мифы: Факты: 4. Случаи сексуального насилия в отношении детей - редкость. По оценкам Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского органы внутренних дел России ежегодно регистрируют 7-8 тыс. случаев сексуального насилия над детьми, по которым возбуждаются уголовные дела. Эти цифры не отражают реального положения дел, т.к. они регистрируют только те случаи насилия, когда преступники были арестованы и понесли заслуженное наказание. Случаев сексуального злоупотребления детьми в среднем в 3 раза больше, чем случаев избиения. Около 25% женщин в нашей стране подвергались сексуальному насилию в детстве.
Cлайд 8
1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми Мифы: Факты: 5. Сексуальное насилие над детьми чаще всего совершается незнакомцами. В 75-80% случаев насильники знакомы детям, из них 45% - это родственники, родители и лица, их заменяющие. В среднем, считается, что 9 из 10 пострадавших детей знакомы с насильниками или связаны с ними родственными отношениями. 6. Сексуальному нападению со стороны взрослых в основном подвергаются подростки. Сексуальное насилие может произойти, когда ребенок находится в еще младенческом возрасте, дети дошкольного возраста так же считаются повышенной группой риска. Наиболее часто подвергаются насилию дети от 8 до 11 лет.
Cлайд 9
1.1. Мифы и факты в отношении проблемы насилия над детьми более 50 тысяч детей в России ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения в семье; более 50% преступлений в быту совершается в присутствии детей; число беспризорных детей в России достигло 3-4 миллионов. Мифы: Факты: 7. Дети могут выступать соблазнителями в сексуальных взаимоотношениях взрослого и ребенка. Дети, как и все живые существа, могут испытывать сексуальные чувства, однако у них отсутствуют знания и опыт для того, чтобы инициировать сексуальную активность вне группы сверстников. Взрослые, обладая такими знаниями и опытом, осознают, что сексуальные действия с ребенком наносят ему физический и моральный вред н, по сути, являются его эксплуатацией.
Cлайд 10
1.2. Виды насилия в отношении детей Различают четыре основных вида семейного насилия над детьми, каждый из которых может присутствовать в разнообразных по степени тяжести формах. 1. Физическое насилие. 2. Психологическое (эмоциональное) насилие. 3. Пренебрежение основными нуждами ребенка. 4. Сексуальное насилие.
Cлайд 11
1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими. Эти повреждения могут вызвать серьезные 1.2. Виды насилия в отношении детей нарушения физического или психического здоровья ребенка, отставание в развитии или даже привести к смерти. Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида, характеру травм, особенностям психического состояния и поведения детей. Внешний вид: множественные повреждения, имеющие специфический характер и различную степень давности; задержка физического развития, отставание в росте и весе, обезвоживание (для грудных детей); признаки плохого ухода.
Cлайд 12
Основные типы травм: - на теле: ссадины, синяки, царапины, раны, ожоги от сигарет или от прижигания другими предметами, следы от пощечин, шлепков, ударов рукой, ногой, ремнем, кровоподтеки, шрамы, следы от связывания, от сдавливания, от укусов. - на голове: участки облысения, кровоизлияние в глазное яблоко, выбитые или расшатанные зубы, разрывы во рту и на губах. - повреждение внутренних органов: переломы, разрывы печени, ушибы почек, мочевого пузыря, сотрясение головного мозга. - изменение физического состояния вследствие принуждения ребенка к употреблению алкоголя, наркотиков, отравляющих веществ или медицинских препаратов. 1.2. Виды насилия в отношении детей
Cлайд 13
Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие: 1.2. Виды насилия в отношении детей К прямым психологическим последствиям физического насилия в отношении ребенка относят появление характерных эмоциональных реакций - тревоги, страхов, беспокойства. У многих детей, которых подвергали физическим наказаниям, выявляются расстройство сна, аппетита, различные тики, энурезы, энкопрезы и другая неврозоподобная симптоматика. Возраст 0-6 месяцев: малоподвижность, безразличие к окружающему миру, слабая реакция на внешние стимулы или ее отсутствие, редкая улыбка в возрасте от 3 до 6 мес.
Cлайд 14
1.2. Виды насилия в отношении детей Возраст 6 месяцев -1,5 года: боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, беспричинная настороженность, плаксивость, замкнутость, испуг или подавленность при попытках со стороны взрослых взять ребенка на руки. Возраст 1,5 — 3 года: боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении - от чрезмерной агрессивности до безучастности. Возраст 3 года - 6 лет: наличие страхов, пассивная реакция на боль, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, негативизм, агрессивность, лживость, воровство, жестокость по отношению к животным, склонность к поджогам.
Cлайд 15
1.2. Виды насилия в отношении детей Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм, уставший вид, сонливость, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы. Подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные попытки, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков. Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку: - противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка; - позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за медицинской помощью исходит от другого лица;
Cлайд 16
1.2. Виды насилия в отношении детей - обвинение в травмах самого ребенка; - неадекватность реакции родителя на тяжесть повреждения, стремление к ее преуменьшению или преувеличению; - отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка; - невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в отношениях с ребенком; - рассказы о том, как их наказывали в детстве; - признаки алкоголизма, психических расстройств или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбудимость, неадекватность).
Cлайд 17
2. Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное воздействие родителей или лиц, их заменяющих, на ребенка, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, вызывающее формирование патологических черт характера и нарушение социализации. 1.2. Виды насилия в отношении детей Формы психологического насилия: Отвержение; Терроризирование; Изоляция; Эксплуатация/развращение; Игнорирование. Проявлений психологического насилия – это эмоциональная депривация ребенка, лишение его возможности испытать подлинное чувство привязанности к родителям, защищенности, теплоты, глубокого общения.
Cлайд 18
Особенности психического состояния и физического развития ребенка, позволяющие заподозрить психологическое насилие: задержка физического и интеллектуального развития; нервные тики; сосание пальцев; энурез; печальный вид; нарушение аппетита; нарушение сна; соматические реакции (потеря массы тела, ожирение, язва желудка, кожные заболевания, аллергические патологии). 1.2. Виды насилия в отношении детей
Cлайд 19
Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить подверженность психологическому насилию: беспокойство; тревожность; склонность к уединению; подавленность; агрессивность; чрезмерная уступчивость и послушание; заискивающее; угодливое поведение; побеги из дома; угрозы и попытки суицида; проблемы в общении; плохая успеваемость; низкая самооценка. 1.2. Виды насилия в отношении детей
Cлайд 20
Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить психологическое насилие по отношению к ребенку: постоянное сверхкритичное отношение к ребенку; нежелание поддержать ребенка или утешить его, в тех случаях, когда он в этом нуждается; отождествление ребенка с нелюбимым родственником; перекладывание на ребенка ответственности за собственные неудачи; подверженность стереотипам о пользе жестких мер воспитания в отношении детей. 1.2. Виды насилия в отношении детей
Cлайд 21
3. Пренебрежение основными нуждами ребенка – нежелание или неспособность родителей или лиц, их заменяющих, удовлетворить основные потребности ребенка, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза здоровью и развитию. 1.2. Виды насилия в отношении детей Под пренебрежение интересами и нуждами ребенка понимается: - отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, гигиенического ухода, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от лечения;
Cлайд 22
1.2. Виды насилия в отношении детей - оставление ребенка без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья последствиям; - лишение ребенка должного внимания и заботы, в результате чего для ребенка повышается риск стать жертвой несчастного случая, быть вовлеченным в употребление алкоголя или наркотиков, а так же совершение преступлений.
Cлайд 23
1.2. Виды насилия в отношении детей Особенности внешнего вида ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам: санитарно-гигиеническая запущенность; низкая масса тела, задержка роста; общее отставание в физическом развитии; задержка речевого и моторного развития; утомленный вид; сонливость; опухшие веки; обезвоживание организма (у грудничков); педикулез; неопрятная или неподходящая по сезону одежда; хронические инфекции; многократная госпитализация; многократные повреждения от случайных травм или отравлений.
Cлайд 24
1.2. Виды насилия в отношении детей Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам: испытывает постоянный голод или жажду; ворует пищу; интенсивно привлекает к себе внимание других людей; легко вступает в контакт с посторонними; не по возрасту самостоятельный,; имеет трудности в обучении; низкую успеваемость; проявляет агрессивность; пассивность; подавленность; регрессивное поведение; трудности общения; занимается мастурбацией; демонстрирует делинквентное поведение.
Cлайд 25
1.2. Виды насилия в отношении детей Особенности родителей и семей, допускающих пренебрежение основными нуждами ребенка: не получили в детстве опыта полноценной эмоциональной близости с собственными родителями; имеют неразвитые родительские чувства и родительские навыки (например, сами воспитывались в сиротских учреждениях); игнорируют общепринятые нормы морали, считая ребенка своей собственностью; злоупотребляют алкоголем или наркотиками; имеют психические заболевания; являются членами деструктивных сект.
Cлайд 26
4. Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в осознаваемые или неосознаваемые им, в силу функциональной незрелости, в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды. 1.2. Виды насилия в отношении детей Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок: - не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого, опирающегося на авторитет или силу; - не может полностью понимать, в силу своей функциональной незрелости, на что подталкивает его взрослый и поэтому его «согласие» на сексуальные отношения носит условный характер;
Cлайд 27
1.2. Виды насилия в отношении детей - не может предвидеть все негативные последствия сексуальных действий и тот вред, который будет причинен его физическому, психологическому и социальному здоровью. Особенности внешнего вида ребенка, позволяющие заподозрить сенсуальное насилие: повреждение генитальной, анальной или оральной области, ссадины, потертости, повторные или хронические инфекции мочеполовых путей, наличие заболеваний, передающихся половым путем, зуд в интимных местах тела, боль при мочеиспускании или дефекации, боли в животе, кровотечения, несоблюдение личной гигиены, неловкое положение ног при ходьбе, психосоматические расстройства.
Cлайд 28
1.2. Виды насилия в отношении детей Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить сексуальное насилие: Дети дошкольного возраста: ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение, нервно-психические расстройства, открытая мастурбация, неадекватные возрасту рисунки людей, на которых явно вырисованы интимные места тела, несвойственные ранее сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками, имитация полового акта с куклами или игрушками, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении.
Cлайд 29
1.2. Виды насилия в отношении детей Дети младшего школьного возраста: снижение успеваемости, замкнутость, стремление к уединению, боязливое реагирование на объятия и поцелуи, ухудшение отношений со сверстниками, несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение, стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости. Дети старшего школьного возраста, подростки: депрессия, расстройства восприятия, побеги из дома или институциональных учреждений, угрозы или попытки самоубийства, сексуализированное поведение, употребление наркотиков или алкоголя, проституция или беспорядочные половые связи.
Cлайд 30
1.2. Виды насилия в отношении детей Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие по отношению к ребенку: демонстрация по отношению к ребенку преувеличенно заботливого и опекающего отношения; частые желания остаться с ребенком наедине; нарочитое желание сопровождать ребенка во время гигиенических процедур, купания, переодевания; желание телесного контакта с ребенком и нарушение его физических границ (усаживание на колени, целование в губы, сексуальные поглаживания, стремление спать на одной кровати и пр.); проявление ревности к ребенку, ограничение его контактов с другими детьми и взрослыми; обвинение ребенка в сексуальной провокации; наличие у взрослого проблем с алкоголем или наркотиками.
Cлайд 31
1.3. Особенности физического и личностного развития детей, повышающие риск насилия Группы детей, наиболее подверженных насилию со стороны взрослых: Дети-инвалиды с физическими или умственными недостатками; Дети с врожденными уродствами; Дети, родившиеся в результате изнасилования или от случайной половой связи; Недоношенные дети, имеющие при рождении низкий вес; Дети, появившиеся на свет после тяжелой беременности и родов; Дети, которые были разлучены с матерью в течение первого года жизни;
Cлайд 32
Дети, чей пол не соответствует ожиданиям родителей; Нежеланные дети; Нелюбимый ребенок в семье; Дети, имеющие сходство с нелюбимыми родственниками; 1.3. Особенности физического и личностного развития детей, повышающие риск насилия Дети с расстройствами и нетипичными вариантами поведения - раздражительные, гиперактивные, агрессивные, импульсивные, со слабым контролем поведения и пр.; Высокоодаренные или талантливые дети.
Cлайд 33
1.4. Факторы риска, увеличивающие вероятность насильственного поведения родителей Опыт насилия в детстве; Особенности личности взрослого; Особенности отношения к ребенку; Низкий уровень развития социальных навыков; Неразвитость родительских навыков и чувств; Психическое здоровье; Ситуационные факторы.
Cлайд 34
1.5. Последствия насилия: кратковременные и длительные Выраженность отдаленных последствий насилия в развитии ребенка зависит от сочетания ряда факторов: Характеристика насилия: от кого исходило насилие; являлся ли ребенок прямым объектом насильственных действий или является свидетелем насилия в адрес значимых для него людей; вид(ы) насилия, которым он подвергался; длительность ситуации насилия; частота насильственных действий и эпизодов; степень тяжести насильственных действий; особенности раскрытия факта насилия, в частности факта сексуального злоупотребления.
Cлайд 35
Личностные особенности ребенка: возраст ребенка; уровень интеллектуального развития; уровень самооценки; устойчивость ребенка по отношению к стрессу. 1.5. Последствия насилия: кратковременные и длительные Действия социально-правовой системы: возможность защиты и доступность заботливого взрослого; понимание специалистами характера насилия и его последствий для ребенка; скоординированность и эффективность действия специалистов, призванных помочь ребенку и семье.
Cлайд 36
Физические последствия – изменения в физическом здоровье и развитии ребенка: 1.5. Последствия насилия: кратковременные и длительные задержка физического, речевого или моторного развития; физические ранения и травмы; нарушение действия и развития нервной и других жизненноважных систем организма; появление неврозоподобной симптоматики (расстройства сна, аппетита, различные тики и пр.) приобретение психосоматических заболеваний; приобретений физических травм и увечий.
Cлайд 37
Когнитивные последствия: изменения в познавательной сфере и в системе представлений о мире и о себе: трудности концентрации внимания; ухудшение памяти; снижение успеваемости; задержка интеллектуального развития; формирование искаженных (негативных или и иррациональных) представлений о себе и об окружающем мире. 1.5. Последствия насилия: кратковременные и длительные
Cлайд 38
Эмоциональные последствия – это негативные изменения в эмоциональной сфере и в самовосприятии: притупленность эмоций или взрывные реакции; повышенная тревожность; страхи; приступы гнева и ярости; чувство вины, стыда, беспомощности; агрессия в адрес других и себя; неумение сопереживать; психическое застывание, нечувствительность, пассивность. неуверенность в своих силах; снижение самооценки. 1.5. Последствия насилия: кратковременные и длительные
Cлайд 39
Поведенческие последствия – устойчивые негативные изменения в поведении ребенка: 1.5. Последствия насилия: кратковременные и длительные снижение успеваемости и проблемы с учебой; самодеструктивное поведение; агрессия по отношению к людям и животным; сексуализированное поведение; «жертвенное» и зависимое поведение; занятие проституцией; правонарушения; низкий социальный статус; побеги из дома. уход в наркоманию и алкоголизм; суицидальные попытки.
Cлайд 40
Социальные последствия – изменения в способностях ребенка строить эффективные социальные отношения: тенденция к изоляции от социальных контактов из-за депрессии и травмированного образа себя; сложности в создании отношений из-за агрессивного поведения и импульсивности; сложности образовывать устойчивые отношения из-за недоверия и нарушенной самооценки; воспроизведение и тиражирование насильственных отношений в собственных семья и с собственными детьми. Среди отдаленных социальных последствий насилия на первый план выступают саморазрушающее поведение и воспроизведение насильственных отношений в будущем. 1.5. Последствия насилия: кратковременные и длительные