Исследовательский проект Выполнили учащиеся МОУ СОШ № 18 с углубленным изучением отдельных предметов: Стругов Александр 9 класс Фролова Ольга 8 класс Щедрина Елена 8 класс Научный руководитель учитель музыки и МХК: Шемякина Ольга Юрьевна
Cлайд 3
Мы поставили перед собой цели: изучить роль музыки в воспитании и образовании личности; изучить особенности психологического воздействия музыки на учащихся; изучить влияние музыки на здоровье учащихся школы.
Cлайд 4
Исходя из целей, были поставлены задачи: изучить материалы научно-популярной и периодической литературы по теме: «Магия музыки»; выявить музыкальные предпочтения учащихся и учителей школы; определить влияние музыки на эмоциональное состояние учащихся; провести мониторинг заболеваний учащихся школы («Класс- свирель и блок-флейта»). pp f f
Cлайд 5
В работе над проектом были использованы следующие методы: изучение и анализ научно-популярной литературы; прослушивание и подбор музыкальных произведений для проведения тестирования; тестирование, мониторинг.
Cлайд 6
Гипотезы Приступая к работе над проектом, мы выдвинули несколько гипотез: Музыка оказывает положительное влияние на человека; В молодёжной среде отдаётся предпочтение современной популярной музыке; Музыка оказывает положительное влияние на физическое здоровье человека.
Cлайд 7
ГЛАВА I. «МУЗЫКА – ОДНО ИЗ ВЕЛИЧАЙШИХ ОТКРЫТИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА» 1.1.Язык звуков и интонаций 1.2.Учиться слушать музыку
Cлайд 8
С древних времен, ещё незнающий речи человек общался звуками.
Cлайд 9
Музыка в жизни человека Печальна и чиста, Как жизнь людьми любима, Как жизнь ты не проста, Как жизнь непостижима, Музыка!..
Cлайд 10
Глава II.ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ И НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА.
Cлайд 11
"Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль. И поэтому Мудрецы Древности поклонялись Единой силе Души, Мелодии и Песне".
Cлайд 12
2.1.Мудрость музыки.
Cлайд 13
2.2.Современные научные исследования Особо интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях: влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы; влияние музыки великих гениев человечества; индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов; воздействие на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных направлений.
Cлайд 14
III.Экспериментальное исследование 3.1. Выявление музыкальных предпочтений учащихся и учителей МОУ СОШ №18 3.2.Влияние музыки на эмоциональное состояние человека 3.3.Музыка и здоровье
Cлайд 15
3.1.Выявление музыкальных предпочтений Таблица 1 № Какую музыку предпочитаете Учащиеся Учителя 1 Классическую и духовную 15% 81% 2 Современную эстрадную, популярную 59% 54% 3 Народную 4% 45% 4 Рок-музыку 82% 16% 5 Не люблю музыку 2% 0%
Cлайд 16
Музыка, предпочитаемая в % соотношении от числа опрошенных
Cлайд 17
3.2. Влияние музыки на эмоциональное состояние Таблица 2 Основные цвета Зеленый уверенность настойчивость упрямство Синий спокойствие удовлетворенность Красный волевое усилие агрессивность возбуждение активность достижение успеха Желтый активность веселость надежды мечты.
Cлайд 18
Дополнительные цвета фиолетовый коричневый черный серый символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчение
Cлайд 19
Представляем свои исследования, которые были проведены в 6 «А» классе.
Cлайд 20
Учащиеся прослушали три музыкальных фрагмента В.МОЦАРТ
Cлайд 21
Л.БЕТХОВЕН
Cлайд 22
«RAMMSTEIN»
Cлайд 23
После прослушивания музыки: 1.Концерт для ф-но с оркестром В.Моцарта; 2.Симфония № 5 Л.Бетховена; 3.Композиция рок-группы «RAMMSTEIN» - ученики сделали зарисовки
Cлайд 24
Cлайд 25
Cлайд 26
Cлайд 27
Были выявлены определенные закономерности: Музыка В.А.Моцарта окрашена в цвета спокойствия, уверенности, успешности, активности; Музыка Л.Бетховена способствует увеличению импульсивности и эмоциональной напряженности; Так, после прослушивания рок - композиции отмечено преобладание фиолетового, черного, и серого цветов. Кроме того, характерным для рисунков является – увеличения нажима, интенсивность штриховки, рваные, хаотичные линии, зигзаги. Все это можно интерпретировать как состояние беспокойства, настороженности, чувство неудовлетворенности собой, у кого-то чувство беспомощности, стрессовое состояние.
Cлайд 28
3.3. Музыка и здоровье В 2004-2005 учебном году был создан 2 «А» класс-свирель - блок-флейта (руководитель Учитель музыки и МХК – Шемякина Ольга Юрьевна). Игра на духовых музыкальных инструментах – это не только музыкальное образование, это хорошая дыхательная гимнастика и профилактика заболеваний органов дыхательной системы. Учитывая тот факт, что учащиеся «Б» класса этой же параллели на духовых инструментах не играют, мы сравнили анализ динамики заболеваемости между классами; Данные проведенного исследования представлены в виде таблиц 3, 4.
Таблица 4 Наименование заболеваний 6 «А» класс - свирель 6 «Б» ОРВИ 9 % 24 % Грипп 2 % 6 % О. бронхит 3 % 8 % Лакунарная ангина 1 % 1 % Пневмония - 1 % Трахеит 1 % 2 % Катаральный отит - 2 % Ринит - 2 % Фарингит - 2 % 16 % (от всех детей) 48 % (от всех детей)
Cлайд 31
Вывод: Проведенный анализ динамики роста заболеваемости среди учащихся показал, что по мере реализации программы «Здоровье», наблюдается постепенный спад заболеваний органов дыхательной системы. Этот процесс наиболее заметен среди учащихся, занимающихся игрой на духовых музыкальных инструментах. И наглядно подтверждает позитивную роль дыхательной гимнастики в ходе занятий музыкой; Данные выводы говорят о том, что программа «Здоровье» оказывает положительное воздействие на укрепление здоровья учащихся, а также указывают на необходимость продолжать работу по данному направлению.
Cлайд 32
Заключение Работая над проектом «Магия музыки», мы: Получили представление о роли музыки в жизни человека; Познакомились с историей изучения влияния музыки на человека, начиная с древнейших времен и современными научными исследованиями; Провели экспериментальное исследование, в ходе которого выявили музыкальные предпочтения учащихся и учителей, а также выделили пакет музыкальных произведений, которые снижают тревогу, настраивают на спокойную плодотворную работу и активизируют мыслительную деятельность; Провели анализ роста динамики простудных заболеваний среди учащихся. В результате: наша первая гипотеза - «Музыка оказывает положительное влияние на человека» - полностью подтвердилась; вторая гипотеза – «В молодежной среде отдается предпочтение современной популярной музыке» - подтвердилась частично; Мы думаем продолжить работу над проектом «Магия музыки». Планируем увеличить количество испытуемых разного возраста. Подобрать для каждого учащегося, с учетом его настроения, возраста, пола ту музыку, которая будет целенаправленно и положительно воздействовать на психику ребенка.