Музыкальная культура барокко и классицизма Лебедь С.Г.
Cлайд 2
Монтеверди Клаудио (1567 - 1643 ) Итальянский композитор, автор мадригалов, опер, церковных произведений, одна из ключевых фигур эпохи, когда на смену музыкальному стилю Ренессанса приходил новый стиль. С 1607 основное место в его творчестве заняла опера. Сохранились лишь первая — «Орфей» (1607, Мантуя) и 2 последние — «Возвращение Улисса на родину» (1640, Болонья), «Коронация Поппеи» (1642, Венеция). Монтеверде придал этому новому тогда жанру («сказка на музыке», «драма на музыке») подлинно драматическое значение, развив и углубив все его музыкально-выразительные средства. Монтеверди — создатель т. н. «взволнованного стиля» в музыке. Оказал большое влияние на современников (особенно композиторов венецианской школы). Клаудио Монтеверди - один из самых больших реформаторов в истории музыкального искусства. Впервые музыка стала рисовать переживания человеческой души, оставив в прошлом гармонию и покой эпохи Возрождения. Цель искусства состояла теперь в том, чтобы взволновать слушателя, вызвать в нем сочувствие к переживаниям и судьбе героев. Свой музыкальный стиль Монтеверди назвал concitato, что в переводе означает «взволнованный». Главным выразительным средством тала мелодия, которая как в мадригале, отражала содержание текста и усиливала его воздействие.
Cлайд 3
Монтеверди Клаудио (1567 - 1643 ) Опера «Орфей», монолог Орфея из II действия. 1607 В опере «Орфей» главный герой – страдающий человек. Этот образ был наиболее близок наступившей эпохе барокко, эпохе больших трагедий и большого мужества. С предельным вниманием следит Монтеверди за всеми душевными движениями Орфея, за всеми перипетиями его несчастной судьбы. Монолог Орфея из II действия оперы звучит сразу же после известия о смерти Эвридики. Бурное отчаяние, гнев, безнадежность, чувство бессилия – все оттенки горя выразились в этой сцене, где композитор как живописец рисует каждый жест и вздох своего героя. Все, кто пережил боль утраты, могут узнать себя в этом масштабном портрете плачущего Орфея.
Cлайд 4
Антонио Вивальди (1678–1741) итальянский композитор, скрипач, педагог. Вивальди — крупнейший представитель итальянского скрипичного искусства 18 века, утвердивший новую (драматизированную, так называемую ломбардскую) манеру исполнения. Создал жанр сольного инструментального концерта, оказал влияние на развитие виртуозной скрипичной техники. Мастер ансамблево-оркестрового концерта — кончерто гроссо. Автор опер (около 40), кантат, симфоний; свыше 460 концертов, в том числе цикла из 4 скрипичных концертов «Времена года» — раннего образца программной симфонической музыки; церковных произведений и др. Времен года. Лето 2ч.
Cлайд 5
"Времена года" - цикл, собранный по определенной программе. Каждый из концертов имеет поэтический текст - предисловие. Но у Вивальди программность в корне отличается от понимания её уже в XIX веке, в эпоху романтизма. I концерт - ми мажор. "Весна" - 3 части: "Пришла весна", "Спящий пастух. Шепот волн. Лай собаки", "Пасторальный танец". II концерт - соль минор. "Лето" - 3 части: "Томительная жажда" и "Птицы и ветер. Плач крестьянина", "Летняя страда", "Летняя гроза". III концерт - фа мажор. "Осень" - 3 части: "Танец и песня крестьянина", "Спящие пьяные", "Охота". IV концерт - фа минор. "Зима" - 3 части: "Сильный ветер - от холода бегут и топают ногами", "Дождь", "На льду". Вивальди первым создал подобный музыкальный календарь, за ним последовали "Времена года" И. Гайдна, П. Чайковского, В. Гаврилина. Антонио Вивальди (1678–1741)
Cлайд 6
Дмитрий Степанович Бортнянский (1751–1825) концертная симфония СИ мажор Бортнянский - автор многочисленных духовных произведений. В своей духовной музыке он вышел за рамки традиционного православного хорового письма и проявил себя как мастер, владеющий приёмами европейской полифонии. Среди светских произведений Бортнянского - оперы на французские либретто ("Сокол", "Сын-соперник"), кантаты, романсы на французские тексты, инструментальные произведения, по своей стилистике родственные итальянской и венской музыке. Бортнянский Дмитрий Степанович (1751-1825) Родился в городе Глухове. Его дарование было ярким, и мальчика определили в Глуховскую певческую капеллу. В семилетнем возрасте Бортнянский был доставлен в Петербург и отдан на воспитание в Придворную певческую капеллу. В семнадцать лет Бортнянский в качестве пенсионера отправляется на учёбу в Италию, где прожил достаточно долго. Там, следуя традиции, он писал оперы, из которых сохранились две - "Алкид" и "Квинт Фабий". В 1779 году композитор вернулся в Россию. Бортнянский - автор многочисленных духовных произведений. В своей духовной музыке он вышел за рамки традиционного православного хорового письма и проявил себя как мастер, владеющий приёмами европейской полифонии. Среди светских произведений Бортнянского - оперы на французские либретто ("Сокол", "Сын-соперник"), кантаты, романсы на французские тексты, инструментальные произведения, по своей стилистике родственные итальянской и венской музыке. Дмитрий Степанович Бортнянский прожил долгую жизнь и сумел добиться того, что редко удавалось людям его профессии. Его музыка сделала композитора популярным во всех слоях российского общества. Многолетняя успешная общественная деятельность заставила считаться с ним власть имущих.
Cлайд 7
Бах и Гендель - музыканты барокко
Cлайд 8
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) Иоганн Себастьян Бах - великий немецкий композитор XVIII века. Прошло уже более двухсот пятидесяти лет со дня смерти Баха, а интерес к его музыке всё возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания. Громадное творческое наследие Баха, охватывающее свыше 1000 произведений в разных жанрах, можно разделить на три сферы — вокально-драматическую, связанную главным образом с Лейпцигом, органную (веймарский период), инструментальную, идущую от светской традиции и относящуюся главным образом к кётенскому периоду. Концерт для скрипки с оркестром ля минор, I, II части. 1719
Cлайд 9
Шесть "Бранденбургских концертов" были написаны в Кетене (около 1721 года) для маркграфа Христиана Людвига Бранденбургского. Ноты концертов были найдены в архиве маркграфа уже после смерти Баха. На партитуре - учтивое посвящение на французском языке. Бах назвал свое произведение "Шесть концертов. С несколькими инструментами" (очевидно, подразумевались концертирующие). При жизни Баха концерты, вероятно, не исполнялись. Лишь позднее стало ясно, что Бах по-новому трактовал саму форму концерта, особенно оркестрового. С большой долей уверенности можно считать "Бранденбургские концерты" (особенно первый и третий) прямыми предшественниками классической симфонии XVIII века. Первый концерт состоит из четырёх частей: I часть - Аллегро. В динамическом открытии концерта Бах достигает мощной по тем временам оркестровой звучности. Многочисленные соло для отдельных инструментов (гобой, валторна) сопровождает игра оркестровыми тембрами. II часть - Адажио. Дивная элегия, где дуэтом поют сначала скрипка с гобоем, затем виолончель и басовая виола. III часть - Аллегро. Танцевальная музыка с четким ритмом и блестящей оркестровкой. Эта часть вполне могла бы стать финалом. IV часть - Менуэт. Бах в завершении всего концерта даёт именно менуэт, причем менуэт настолько богатый и разнообразный, что он вполне достоин быть самостоятельной частью симфонического цикла. Тема менуэта все время возвращается, образуя что-то вроде рондо, и перемежаясь со струнным полонезом и двумя эпизодами для духовых инструментов. Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Cлайд 10
Георг Фридрих Гендель (1685-1759) немецкий композитор Осенью 1708 года Гендель впервые добивается публичного успеха как композитор.При посредстве герцога Фердинанда Тосканского он ставит свою первую итальянскую оперу "Родриго". Гендель пробыл в Неаполе около года. За это время он написал очаровательную серенаду "Ацис, Галатея и Полифем", еще несколько вещей в таком же духе, но меньших по размеру. Главным сочинением Генделя в Неаполе была опера "Агриппина" "Эсфирь" - героическая драма на библейский сюжет. Оперы:"Отгона«, "Флавио", "Роделинда«, "Юлий Цезарь" и "Тамерлан". В 1734 и 1735 годах в Лондоне был в моде французский балет. Гендель написал оперы-балеты во французском стиле: "Терпсихора", "Альцина", "Ариодант" и пастиччо "Орест". Оратория «Мессия», хор «Аллилуйя». 1742
Cлайд 11
"Музыка на воде" предназначалась для исполнения во время плавания королевского кортежа по Темзе. Когда король во время праздников проплывал по реке, в сопровождающем его судне сидели музыканты и играли эту серенаду или, иначе, сюиту-дивертисмент. На воде звучание оркестра чуть расплывается, непривычно отражение звуков, и всё приобретает оттенок сказочности, волшебства. А если это происходит вечером, когда на реке зажигают огни, то картина становится просто фантастической. "Музыка на воде" написана для струнных, духовых и чембало. Это двадцать пьес. Среди них есть танцевальные (менуэты, бурре, английский хорнпайп - очень популярный в то время быстрый танец), есть и чувствительные номера народного склада (адажио). Всему предшествует торжественная увертюра, а отдельные части обрамлены фанфарными перекличками. Очень характерна активная роль духовых инструментов: солируют флейта, гобой, фагот, валторна. С 1740 года "Музыка на воде" широко вошла в программы садовых и парковых концертов, а затем стала исполняться и в концертных залах. Георг Фридрих Гендель (1685-1759)
Cлайд 12
Композиторы Венской классической школы
Cлайд 13
Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787) Опера "Орфей и Эвридика" была первым произведением, в котором Глюк осуществил новые идеи. Её премьера в Вене 5 октября 1762 года положила начало оперной реформе. Глюк написал речитатив так, чтобы на первом месте был смысл слов, партия оркестра подчинялась общему настроению сцены, а поющие статичные фигуры начали, наконец, играть, проявили артистические качества, и пение объединилось бы с действием. Техника пения существенно упростилась, но зато стала естественнее и гораздо привлекательнее для слушателей. Увертюра в опере также способствовала введению в атмосферу и настроение последующего действия. К тому же Глюк превратил хор в непосредственную составную часть течения драмы. Чудесная неповторимость "Орфея и Эвридики" в её "итальянской" музыкальности. Драматургическая структура основывается здесь на законченных музыкальных номерах, которые, подобно ариям итальянской школы, пленяют своей мелодической красотой и завершённостью. классицизм "Танец блаженных теней" из оперы "Орфей и Эвридика". 1762 Следом за "Орфеем и Эвридикой" Глюк через пять лет завершает "Альцесту" (либретто Р. Кальцабиджи по Еврипиду) - драма величественных и сильных страстей. Гражданская тема здесь проводится последовательно через конфликт между общественной необходимостью и личными страстями. Её драматургия концентрируется вокруг двух эмоциональных состояний - "страха и скорби" (Руссо). В театрально-сюжетной статичности "Альцесты", в известной обобщенности, в суровости её образов есть нечто ораториальное. Но при этом присутствует сознательное стремление освободиться от господства завершённых музыкальных номеров и следовать за поэтическим текстом. В 1774 году Глюк переезжает в Париж, где в атмосфере предреволюционного подъема получила завершение его оперная реформа и под бесспорным влиянием французской театральной культуры родилась новая опера "Ифигения в Авлиде" (по Расину). Это первая из трёх опер, созданных композитором для Парижа. В отличие от "Альцесты", тема гражданской героики построена здесь с театральной многоплановостью. Главная драматургическая ситуация обогащена лирической линией, жанровыми мотивами, пышными декоративными сценами. В следующей опере "Армида", написанной в 1779 году (либретто Ф. Кино), Глюк, по его собственному выражению, "старался быть... скорее поэтом, живописцем, чем музыкантом". Обращаясь к либретто прославленной оперы Люлли, он хотел возродить приемы французской придворной оперы на основе новейшего, развитого музыкального языка, новых принципов оркестровой выразительности и достижений его собственной реформаторской драматургии. Героическое начало в "Армиде" переплетается с фантастическими картинами.
Cлайд 14
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) австрийский композитор. Среди величайших мастеров музыки Моцарт выделяется ранним расцветом мощного и всестороннего дарования, необычностью жизненной судьбы — от триумфов вундеркинда до тяжёлой борьбы за существование и признание в зрелом возрасте, беспримерной смелостью художника, который предпочёл необеспеченную жизнь независимого мастера унизительной службе, и, наконец, всеобъемлющим значением творчества, охватывающего почти все жанры музыки. Моцарт — представитель венской классической школы , его творчество — музыкальная вершина 18 в., детище эпохи Просвещения. "Маленькая ночная серенада". Часть 1. 1787
Cлайд 15
Cлайд 16
Творчество Моцарта Для творчества Моцарта характерны жанровая многогранность, органическое сочетание австрийской народно-национальной основы музыки... Музыка Моцарта, как и Гайдна, своими корнями уходит в австрийскую народную песенность; но у Моцарта эти связи с народнопесенными истоками... Произведения Моцарта отличаются душевной чуткостью, поэтичностью, тонким изяществом, филигранной отточенностью... Моцарт -- один из величайших мелодистов... Для многих мелодий Моцарта характерны изысканные хроматизмы, задержания... Но в музыке Моцарта часто встречаются и мелодии мужественного характера, насыщенные большим драматическим пафосом... Чистая мелодия, шедшая от Моцарта через Шопена и Глинку, жива поныне и должна жить Моцарт был в числе первых, кто создал в Австрии классические образцы камерной песни. Сохранилось много арий и вокальных ансамблей с оркестром (почти все на итальянском языке), шуточных вокальных канонов, 30 песен для голоса с фортепиано, в том числе «Фиалка» на слова И. В. Гёте (1785). Подлинная слава пришла к Моцарту после его смерти. Имя Моцарта стало символом высшей музыкальной одарённости, творческой гениальности и единства красоты Опера «Волшебная флейта» классицизм
Cлайд 17
Людвиг ван Бетховен (1770-1827) В фортепианных произведениях Бетховена, и, в первую очередь, в замечательном цикле из 32 сонат, заключено нечто основное, центральное для его творчества... В многочастной сонатной форме им написаны, кроме фортепианных, скрипичных и виолончельных сонат, все его симфонии, квартеты, трио, все его концерты, иначе говоря, почти все его лучшие произведения... Четыре части сонаты, эмоционально дополняя друг друга, всесторонне охватывают идею композиции... В творчестве Бетховена нас изумляет величественный и мудрый план... Приемы фортепианного стиля Бетховена полны безграничной инициативности... Бетховен никогда не оказывается в плену излишне камерной лиричности... Бетховен стремится к осуществлению величественных музыкальных замыслов, для которых ближе область симфонии... немецкий композитор
Cлайд 18
Соната №14 «Лунная», часть первая В расцвете творческих сил Бетховен проявлял колоссальную работоспособность. В 1801—12 появляются такие выдающиеся произведения, как соната до диез минор (т. н. «Лунная», 1801), юношески жизнерадостная 2-я симфония (1802), «Крейцерова соната» (1803), «Героическая» (3-я) симфония, сонаты «Аврора» и «Аппассионата» (1804), опера «Фиделио» (1805), 4-я симфония (1806), выражающая романтическое восприятие природы. В 1808 Бетховен заканчивает одно из наиболее популярных симфонических произведений — 5-ю симфонию и одновременно «Пасторальную» (6-ю) симфонию, в 1810 — музыку к трагедии И. В. Гёте «Эгмонт», в 1812 — 7-ю («апофеоз танца», по определению Р. Вагнера) и 8-ю («юмористическую», по выражению Р. Роллана) симфонии. Людвиг ван Бетховен (1770-1827) классицизм
Cлайд 19
Франц Йозеф Гайдн (1732-1809) Гайдна справедливо считают отцом симфонии и квартета, великим основателем классической инструментальной музыки, родоначальником современного оркестра. австрийский композитор. Один из представителей венской классической школы. Гайдн написал 24 оперы, преимущественно в жанре итальянской оперы-буффа и оперы-сериа, 3 оратории, 14 месс и др. духовные произведения, 104 симфонии, увертюры, марши, танцы, дивертисменты для оркестра и разных инструментов, концерты для клавира и др. инструментов, 83 струнных квартета, 41 фортепьянных трио, 21 струнное трио, 126 трио для баритона (смычкового), альта, виолончели и др. ансамбли, 52 клавирные сонаты, различные пьесы для клавира, песни, каноны, обработки шотландских, ирландских, валлийских песен для голоса с фортепиано (скрипкой или виолончелью по желанию).
Cлайд 20
Симфония № 100, «Военная», I часть, вступление .Гайдн был создателем жанра классической симфонии, которая рассказывает о философских основах жизни. Каждое поколение вписывает новое содержание в рамки, предписанные Гайдном, но это содержание неизменно остается крайне значительным и касается самых основ бытия. Вступление к симфонии и во времена Гайдна, и позднее – это своего рода «микрофонная пауза» души, отражение внутреннего «я» современника, когда он как будто ни во что не погружен и ничем не занят. Вступление – своеобразная «сцена жизни», какой она предстает человеку-современнику, когда на этой «сцене» еще нет персонажей. Во вступлении звучит ведущая интонация, с которой человек обращается к миру и воспринимает его. Более двухсот лет прошло со времени создания «Военной» симфонии, и сегодня ее начало поражает размеренностью и покоем, разливающимся в неторопливой менуэтообразной теме. Жизнь для человека галантного века – это место общения, место встречи с людьми, поэтому в симфонических вступлениях Гайдна так часто слышится церемонная учтивость, видится вежливая заученность жестов, где поклоны чередуются с элегантными «променадами» – эта музыка не навязывает себя, а напротив, как бы прислушивается к происходящему… Франц Йозеф Гайдн (1732-1809) классицизм