Михаил Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении своего отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки
Cлайд 3
До шести лет Михаил воспитывался бабушкой Фёклой Александровной, но после ее смерти перешел в полное распоряжение матери. Он рос нервным, мнительным и болезненным. С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. В 1817 году родители привозят Михаила в Санкт-Петербург и помещают в Благородный пансион при Главном педагогическом институте, где его гувернёром был поэт, декабрист В. К. Кюхельбекер.
Cлайд 4
Благородный пансион при Главном педагогическом институте
Cлайд 5
В Петербурге Глинка берет уроки у видных музыкальных педагогов, в том числе у Карла Цейнера и Джона Филда. В 1822 году он успешно окончил обучение в пансионе. Там же он познакомился с А. С. Пушкиным. Их встречи возобновились летом 1828 года и продолжались вплоть до кончины поэта. Джон Филд 26 июля 1782— 11 января 1837
Cлайд 6
Глинка полюбил музыку. По окончании пансиона он усиленно занимается: изучает западноевропейскую музыкальную классику, участвует в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководит оркестром дяди. В это же время Глинка пробует себя в качестве композитора и всё больше внимания уделяет сочинительству. . Он знакомится с Василием Жуковским, Александром Грибоедовым, Адамом Мицкевичем, Антоном Дельвигом, Владимиром Одоевским, ставшим впоследствии его другом. Василий Жуковский 29 января 1783— 12 апреля 1852
Cлайд 7
ОПЕРА «ЖИЗНЬ ЗА ЦАРЯ» Опера Михаила Ивановича Глинки в 4 актах с эпилогом. В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Автор либретто — барон Егор Розен. одвиг крестьянина Ивана Осиповича Сусанина, заведшего вражеский отряд поляков в непроходимую чащу и погибшего вместе с ними, часто использовали литераторы. Отечественная война 1812 года всколыхнула самосознание, пробудила интерес к собственной истории. Популярными становятся в литературе сюжеты на русские исторические темы, среди них — о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина
Cлайд 8
По воспоминаниям друзей композитора, ещё в 1832 году он излагал подробный план пятиактной патриотической оперы, наигрывал мелодии будущих арий и ансамблей. Глинка предполагал писать оперу по повести Василия Жуковского «Марьина роща», однако поэт предложил иную тему .В 1823 году появилась поэма Кондратия Рылеева «Иван Сусанин», оказавшая заметное влияние на образ главного героя оперы. Мысль, поданная Жуковским, захватила воображение композитора. «…Как бы по волшебному действию вдруг создался план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке — польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки — всё это разом вспыхнуло в голове моей». Кондратий Рылеев (18 сентября- — 13 июля 1826)
Cлайд 9
Либретто сочиняли популярные в то время авторы: Нестор Кукольник, Василий Жуковский. Однако композитор многое поменял в либретто, основная часть была сочинена уже после музыки. Глинку огорчало, что Сусанин совершает свой подвиг во имя царя, а не России. Задуманная вначале как трёхактная, она превратилась в четырёхактную с эпилогом. Репетиции в 1836 года и проходили под названием «Иван Сусанин». Один из государственных министров, посетив репетицию, посоветовал переименовать её в «Жизнь за царя». Композитор долго не соглашался. Было предложено название — «Смерть за царя». После совещаний, было принято решение, что «за царей» надо только жить. Не стор Васи льевич Ку кольник (8 сентября 1809 — 8 декабря 1868)
Cлайд 10
1 куплет — Виельгорского: Пой в восторге, русский хор, Вышла новая новинка, Веселися, Русь! Наш Глинка — Уж не глинка, а фарфор! 2 куплет — Вяземского: За прекрасную новинку Славить будет глас молвы Нашего Орфея — Глинку От Неглинной — до Невы. На следующий день после премьеры, на дружеском обеде в честь Глинки у А. В. Всеволжского был сочинен «Шуточный канон»: 3 куплет — Жуковского: В честь столь славныя новинки Грянь, труба и барабан, Выпьем за здоровье Глинки Мы глинтвеину стакан! 4 куплет — Пушкина: Слушая сию новинку, Зависть, злобой омрачась, Пусть скрежещет, но уж Глинку Затоптать не может в грязь. Пётр Андре евич Вя земский (12 июля 1792,— 10 ноября 1878)
Cлайд 11
После революции «Жизнь за царя» долгое время в СССР не исполнялась. Были попытки полного изменения сюжета и приспособление его к обстоятельствам времени. Как писал Л. Л. Сабанеев: «Первая редакция была — перенесение времени действия в эпоху большевистской революции. В соответствии с этим Иван Сусанин обратился в „предсельсовета“ — в передового крестьянина, стоящего за советскую родину. С 1945 года спектаклем «Иван Сусанин» Глинки в различных постановках открывает ежегодный сезон Большой театр. В 1997 году Большой вновь возобновил спектакль. На этот раз с глинковским либретто и с названием — «Иван Сусанин», Сцена из оперы «Иван Сусанин»
Cлайд 12
Cлайд 13
Михаил Иванович Глинка скончался 15 февраля 1857 года в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года, по настоянию младшей сестры Людмилы (которая после кончины их матери и двух своих детей с начала 1850-х годов целиком посвятила себя заботам о брате, а после его кончины сделала всё, чтобы опубликовать его произведения) прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище. Во время перевозки праха Глинки из Берлина в Россию на его упакованном в картон гробу написали «ФАРФОР». Это очень символично, если вспомнить канон, сочиненный друзьями Глинки после премьеры «Ивана Сусанина». На могиле Глинки установлен памятник, созданный по эскизу И. И. Горностаева.