Дополнительная образовательная Программа «Музыкальная радуга» Художественно-эстетическая направленность срок реализации: 1 год для учащихся 1-х классов Автор программы: Фоминых Н.Е. Педагог дополнительного образования г.Киров
Cлайд 2
НОВИЗНА ПРОГРАММЫ Новизна программы заключается в формировании первоначальных нравственно-этических представлений первоклассников средствами музыки и на примере рассказов, жизненных ситуаций, сказок. Актуальность программы Актуальность программы состоит в устранении противоречий между предъявляемыми высокими требованиями государства и снижение воспитательной функции и роли семьи, школы в становлении личности. Педагогическая целесообразность Данная программа помогает учащимся реализовать знания, полученные в школе, возможность адаптироваться к тем или иным жизненным ситуациям .
Cлайд 3
Цель и задачи программы Цель: формирование первоначальных нравственно-этических представлений о патриотизме, гражданственности у первоклассников средствами музыки. Задачи программы Обучающая: формировать исполнительские знания, умения и навыки, направленные на раскрытие и воплощения музыкального образа. Развивающие: способствовать умению отличать хорошее от плохого, красивое от безобразного. Воспитательные: сформировать положительное отношение к семье, уважительное отношение к матери, старшему поколению, природе родной земли, труду.
Cлайд 4
Принципы обучения и воспитания Принцип учёта возрастных особенностей, интересов учащихся Принцип последовательности и доступности Принцип индивидуальности Принцип преемственности Принцип метапредметных связей Этапы реализации программы Знакомство с инструментом фортепиано Формирование исполнительских умений Закрепление исполнительских навыков, формирование понятий доброты, красоты, гармонии через музыку. Формы и режим занятий программы Основной формой обучения и воспитания учащихся по программе является индивидуальное занятие, комплекс воспитательных мероприятий: урок-концерт, этические беседы, встречи с интересными людьми.
Cлайд 5
Ожидаемые результаты обучения и воспитания, способы определения их результативности. В результате обучения учащиеся должны: Предметные результаты обучения: музыкальный звукоряд из 7-и нот, основные характеристики звуков. передавать мелодическую линию небольшими группами нот в объёме фразы или одного предложения, слышать своё исполнение. Метапредметные и личностные результаты: об основных нравственно-этических понятиях и уметь отличать через музыкальные образы хорошее и плохое, доброе и злое, стремиться к прекрасному. Формы промежуточного контроля обучения и воспитания. Выполнение творческих заданий и упражнений, выступление на уроке-концерте, а так же проведение диагностики духовно-нравственного развития школьников. Форы подведения итогов реализации программы. Итоговый концерт перед родителями, детьми и педагогами. Изучение процесса и уровня воспитанности детей в конце учебного года определяем с помощью методики «пословицы».
Cлайд 6
Учебно-тематический план Раздел Темы Часы 1. Красота родной природы Ранняя осень бродит по свету. Зимняя сказка. Мир, в котором я живу, я люблю и берегу 2 часа 2 часа 2 часа 2. Семья и семейный лад Добрая нотка и кошке приятна Нет милее дружка, как родная матушка Моя семья – моё богатство. 4 часа 7 часов 7 часов 3. Радость и труд рядом живут Без труда не вытащишь и рыбки из пруда Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться Делу время- потехе час. 2 часа 2 часа 2 часа
Cлайд 7
Содержание программы Знакомство с фортепиано. Музыкальные и шумовые звуки. Регистры. Красота и гармония осени в высоких и низких звуках. Краски осени в музыкальных штрихах. Светлый образ зимы в музыкальных пьесах. Отражение радостного настроения через характер музыки. Отражение любви к природе зимой в музыке современных композиторов. Красота зимнего утра в звучании музыкальных попевок. Отражение характера русской зимы в звучании музыки Знакомство с динамическими оттенками. Форте и пиано в звучании музыки зимней сказки. Прекрасное и безобразное в изображении насекомых, животных, растений в музыке. Бережное отношение к нотам менее длинным. Умение слушать их. Отражение любви к дому, в котором живу через характер исполнения пьески. Уважительное отношение к старшим в попевках на русские народные темы.
Cлайд 8
Бережное отношение к домашним питомцам через выразительное исполнение музыкальных попевок. Отражение материнской любви и заботы в колыбельных попевках. Уважительное отношение к старшим бабушке и дедушке через характер исполнения музыки. Дружная семейка нот - целые, половинные, четвертные и восьмые. Отражение чувства благодарности к матери в характере исполнения музыкальных попевок. Порядок в музыкальном доме - размер. Светлый образ матери в музыке русских композиторов. Уважительное отношение к отцу и дедушке через умение красиво и правильно исполнять музыкальный ряд правой и левой рукой по очереди. Отражение радостного настроения и праздничной семейной атмосферы в мажорном звучании музыки. Знакомство с ноткой Си. Отражение трудолюбивого характера в русских народных попевках. «Не сиди сложа руки – не будет и скуки». Умение чисто и аккуратно исполнить музыкальную фразу отдельно каждым пальчиком.
Cлайд 9
Методическое обеспечение программы Метод пластического интонирования Метод драматизации – игра Метод ценностно-смысловой диалог Метод этический диалог Приемы обучения и воспитания программы Прием создания жизненных ситуаций через игру Прием создания ситуации успеха Прием создания эффекта удивления Виды музыкальной и творческой деятельности программы Слушание музыки Совместное пение учащихся с педагогом Музыкально- ритмические движения Игра на музыкальном инструменте Ознакомление с музыкальной грамотой на основе использования графической записи Импровизация
Cлайд 10
Ресурсное обеспечение программы Список рекомендуемой литературы 1. Путь к музыке. Баренбойм Л., Перунова Н. / Изд. « Советский композитор» 1988г. 2. В музыку с радостью. Геталова О., Визная И., / Изд. « Композитор» С. – Петербург 1997г. 3. Я музыкантом стать хочу. / Сост.: Игнатьев В. И Игнатьева Л. / Изд. «Советский композитор» ,1986 г. 4. Первые шаги маленького пианиста. Королькова И., /Изд. Ростов-на-Дону 5. Музыка в сказках, стихах и картинках: Книга для учащихся и учителей. Королева Е.А. / М., Просвещение, 1994г. www.proshkolu.ru, http://school48kirov.ucoz.ru Техническое обеспечение Инструмент фортепиано, компьютер, проектор, реквизит (куклы)