История живописи раннего Возрождения – это путь отделения ее от архитектуры, формирование собственного произведения – станковой картины.
Cлайд 3
В средневековых фресках постепенно формировались приемы монументальной живописи. Успение Богоматери Церковь Богоматери в Охриде, 1295.
Cлайд 4
Человеческие фигуры на фресках часто подчинялись окружавшему их орнаменту. Дж. Чимабуэ. Сон Иннокентия III, Церковь Сан Франческо в Ассизи, ок. 1260.
Cлайд 5
Иногда роспись стен должна была лишь подчеркивать архитектуру храма. Баптистерий Св. Иоанна Крестителя, Флоренция.
Cлайд 6
Чтобы сблизить архитектуру и роспись живописцы сознательно вводили в сцены реальные архитектурные детали. Я. Торрити. Гнев ограбленного иудея перед образом святого Николая, Церковь Сан Франческо в Ассизи, ок. 1303.
Cлайд 7
Иногда с помощью живописи создавали иллюзию пространства. Джотто. Роспись капеллы дель Арена в Падуе, 1305
Cлайд 8
В росписи повсеместно применяли технику фрески al secco (по сухой штукатурке). А. Орканья. Триумф смерти, фрагмент, до 1348.
Cлайд 9
Первым итальянским художником, в творчестве которого произошел поворот к новым принципам живописи, стал Джотто ди Бондоне (1267-1337). Джотто. Житель Ассизи расстилает плащ перед св. Франциском, Церковь Сан Франческо в Ассизи, 1296-98.
Cлайд 10
Крупнейшим памятником работы Джотто стали фрески Кпеллы дель Арена (Сокровеньи) в Падуе.
Cлайд 11
Джотто применяет новую технику фрески – buon fresco (хорошая фреска), где можно было работать по заранее нанесенному рисунку. Джотто. Распятие, Капелла дель Арена, Падуя, 1305.
Cлайд 12
В росписях Джотто все чаще появляется иллюзия глубины пространства, характерная для живописного полотна. Введение во храм. Капелла дель Арена, Падуя, 1305.
Cлайд 13
Брак в Кане. Капелла дель Арена, Падуя, 1305.
Cлайд 14
Отдельные фрески у Джотто уже не сливаются в единую роспись, но четко отделены друг от друга, образуя законченные самостоятельные композиции.
Cлайд 15
Уже после Джотто художники вырабатывают правила изображения пространства на плоскости. В живопись вводятся законы линейной перспективы. П. Учелло. Ваза. Исследование перспективы
Cлайд 16
С этого времени соблюдение правил линейной перспективы стало обязательным для художников. П. Учелло. Легенда о причастии, 1465-69
Cлайд 17
Фра Анджелико. Благовещение. Монастырь Сан Марко, Флоренция, ок. 1437-46 Часто иллюзорное пространство фрески начинало противоречить реальному пространству храма.
Cлайд 18
Крупнейшим художником, воспринявшим идеи Джотто, стал флорентиец Мазаччо (1401-1428). Мазаччо. Чудо со статиром, 1425-28.
Cлайд 19
«Троица» Мазаччо долгое время считалась эталоном монументальной росписи. Здесь средневековая вертикальная композиция прекрасно сочетается с иллюзией глубины пространства.
Cлайд 20
В творчестве отца и сына Фра Филиппо Липпи (1406-1469) и Филиппино Липпи (1457-1504) происходит окончательное избавление росписи от функции украшения стены. Фра Филиппо Липпи. Мадонна с двумя ангелами, 2 треть XV века.
Cлайд 21
Процесс «проживания» архитектуры теперь отделен от созерцания живописи. Фра Филиппо Липпи. Благовещение, ок. 1440.
Cлайд 22
Здесь же мы практически впервые встречаем автопортрет художника. Филиппино Липпи. Автопортрет, фрагмент фрески «Мученичество апостола Петра» в капелле Бранкаччи в Санта Мария дель Кармине (Флоренция), 1481-82.
Cлайд 23
Отделившись от архитектурного пространства церкви, живопись тотчас начала осваивать новые темы. П. Учелло. Битва при Сан Романо, ок. 1440-50
Cлайд 24
Типичными становятся изображения сцен княжеского быта. П. Учелло. Ночная охота, ок. 1460
Cлайд 25
Огромное значение приобрели античные мифы и их живописное воплощение. А. Мантенья. Парнас, ок. 1497.
Cлайд 26
Смена заказчика привела к активной работе в жанре портрета. А. Мантенья. Портрет кардинала Карла де Медичи, 1466.
Cлайд 27
При изображении человеческого лица художники ищут способы передачи эмоционального состояния. А. Мантенья. Евангелист Иоанн, 1453-54.
Cлайд 28
Даже в традиционных изображениях появляются необычные ракурсы. А. Мантенья. Мертвый Христос, ок. 1490-1500.
Cлайд 29
Вершиной живописи раннего Возрождения считается творчество Сандро Боттичелли (1445-1510). С. Боттичелли. Автопортрет, Фрагмент композиции «Поклонение волхвов» в церкви Санта Мария Новелла (Флоренция) ок. 1475.
Cлайд 30
Сохранились многочисленные подготовительные рисунки художника. Навык рисования с этих пор становится чуть ли не главным достоинством живописца. С. Боттичелли. Осень
Cлайд 31
Тончайшие линии рисунка часто являются основным выразительным средством художника. С. Боттичелли. Венера и Марс, ок. 1483
Cлайд 32
Линии рисунка и цветовые пятна помогают Боттичелли построить сложную многофигурную композицию, предвосхищающую полотна художников барокко. С. Боттичелли. Оплакивание Христа, ок. 1495
Cлайд 33
Психологически точны портреты художника. С. Боттичелли. Портрет Симонеты Веспуччи, ок. 1476-80 С. Боттичелли. Портрет Джулиано де Медичи, ок. 1478
Cлайд 34
С. Боттичелли. Рождение Венеры, ок. 1485 В больших полотнах Боттичелли мастерски сочетает линии рисунка с изысканным цветом.
Cлайд 35
С. Боттичелли. Весна, ок. 1482 Это полотно современники воспринимали как начало новой эпохи