2. Схематически изобразите стихотворный размер: Я м б ___ ` ___ Х о р е й `___ ___ Д а к т и л ь `___ ___ ___ А м ф и б р а х и й ___ `___ ___ А н а п е с т ___ ___ `___
Cлайд 4
Прочитайте наизусть одно из посланий А.С. Пушкина. К кому обращается в своих посланиях А.С.Пушкин? Какова отличительная особенность жанра?
Cлайд 5
Парус. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрипит... Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!
Cлайд 6
Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841)
Cлайд 7
«На севере диком» На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. И снится ей всё, что в пустыне далёкой- В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утёсе горючем Прекрасная пальма растёт.
Cлайд 8
Утес Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне.
Cлайд 9
ТЕМА: «Мотив одиночества в поэзии М.Ю.Лермонтова»
Cлайд 10
Задачи: Вспомнить эпизоды биографии М.Ю.Лермонтова и попытаться найти причины зарождения мотива одиночества; Учиться определять основную тему лирического произведения; Анализировать и сравнивать литературные произведения; Повторить литературоведческие понятия.
Cлайд 11
Эпиграф к уроку Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить, Делить веселье все готовы – Никто не хочет грусть делить… («Одиночество» М.Ю.Лермонтов)
Cлайд 12
Воспроизведите по ключевым словам факты биографии поэта Москва 1814
Cлайд 13
Семья
Cлайд 14
3 года Я сын страданья. Мой отец Не знал покоя, по конец, В слезах угасла мать моя…
Cлайд 15
Тарханы
Cлайд 16
Кавказ Приветствую тебя, Кавказ седой! Твоим горам я путник не чужой: Они меня в младенчестве носили И к небесам пустыни приучили. И долго мне мечталось с этих пор Все небо юга да утесы гор.
Cлайд 17
«Смерть поэта» Отмщенье, государь, отмщенье! Паду к ногам твоим! Будь справедлив и накажи убийцу, Чтоб казнь его в позднейшие века Твой правый суд потомству возвестила, Чтоб видели злодеи в ней пример.
Cлайд 18
Ссылка
Cлайд 19
Убит 15 июля 1841г. близ горы Машук Дуэль
Cлайд 20
Листок Какое настроение пробудило в вас это стихотворение? На произведение какого жанра похоже оно? Обоснуйте свой ответ. Если бы вы были художником, какой пейзаж вы нарисовали по этому сюжету? А будучи композитором, какую мелодию вы сочинили к этому стихотворению?
Cлайд 21
Листок
Cлайд 22
Тема бесприютность, одиночество листка Основная мысль скитание, поиск родной души, пристанища Композиция 1 строфа- судьба одинокого листка 2 строфа- благополучное существование молодой чинары 3 строфа и далее - диалог странника и чинары
Cлайд 23
Стихотворный размер Ду-бо-вый- ли-сток- о-тор-вал-ся –от- вет-ки –ро-ди-мой И в-степь –у-ка-тил-ся-, жес-то-ко-ю- бу-рей –го-ни-мый Пятистопный амфибрахий ___ `___ ___
Cлайд 24
Средства выразительности Эпитеты ветка родимая, бурей гонимый ,тоска глубокая, солнцем любима Олицетворения ветер шепчется, лаская зелёные ветки, листок молит ,море умывает корни Инверсия засох я, молит с тоскою глубокой, сынам моим свежим не пара Антитеза листок и чинара, степь и Чёрное море, холод и зной, песни райских птиц и рассказы мудреные и чудные
Cлайд 25
1.Оределите предметный ряд произведения Листок - Чинара Степь – Райский сад 2. Как показаны одиночество и бесприютность? Оторвался от ветки родимой», «жестокою бурей гонимый», «увял он от холода, зноя и горя», «докатился до Чёрного моря». 3.Почему чинара отказывается приютить странника? Не желает нарушать свой покой. 4. Какие мотивы звучат в этом стихотворении? Одиночества, странничества. 5.В каких ещё произведениях Лермонтова звучат эти мотивы? «Утёс», «На севере диком..», «Тучи», «Парус».
Cлайд 26
Сравним стихотворения В.А.Жуковского и М.Ю.Лермонтова с общим названием «Листок». В.А.Жуковский. Тема Основная мысль Сюжет Лирический герой Композиция Настроение М.Ю.Лермонтов Тема Основная мысль Сюжет Лирический герой Композиция Настроение
Cлайд 27
Вывод: Тема общая, судьба одинокого листка. Настроение в «Листке» В.А.Жуковского-исполнение предназначенного роком, судьбой; нет отчаяния, одиночества, а в стихотворении Лермонтова - поиски родной души, пристанища.
Cлайд 28
Подведём итоги. Как вы понимаете литературоведческий термин «мотив лирики»? Какие мотивы лирики М.Ю.Лермонтова мы с вами сегодня определили? Вернёмся к эпиграфу. Какой жизненный урок мы можем извлечь из этого изречения? Чему оно учит нас?
Cлайд 29
Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить, Делить веселье все готовы – Никто не хочет грусть делить… («Одиночество» М.Ю.Лермонтов) Какой жизненный урок мы можем извлечь из этого изречения? Чему оно учит нас?