Тема любви в лирике Н.А. Некрасова И как любил он – ненавидя. Анализ поэтического текста. 10 класс.
Cлайд 2
«Я не знаю другого сердца, которое так же умеем любить, как твоё, - только ты любишь без фраз и так называемых «излияний» Из письма В.П.Боткина Н.А.Некрасову
Cлайд 3
«Панаевский цикл» Цикл – несколько стихов, объединённых одной темой Адресат – имя человека, которому посвящены стихи «Я не люблю иронии твоей» «Поражена потерей невозвратной» «Да, наше жизнь текла мятежно»
Cлайд 4
«Я не люблю иронии твоей» 1850 Я не люблю иронии твоей. Оставь её отжившим и нежившим, А нам с тобой, так горячо любившим, Еще остаток чувства сохранившим - Нам рано предаваться ей. Пока ещё застенчиво и нежно Свидание продлить желаешь ты, Пока ещё кипят во мне мятежно Ревнивые тревоги и мечты – Не торопи развязки неизбежной! И без того она не далека: Кипим сильней, последней жажды полны, Но в сердце тайный холод и тоска… Так осенью бурливее река, Но холодней бушующие волны…
Cлайд 5
«Поражена потерей невозвратной» Поражена потерей невозвратной, Душа моя уныла и слаба; Ни гордости, ни веры благодатной – Постыдное бессилие раба! Ей всё равно – холодный сумрак гроба, Позор ли, слава, ненависть, любовь, - Погасла и спасительная злоба, Что долго так разогревала кровь. Я жду.. Но ночь не близится к рассвету, И мёртвый мрак кругом… и та, Которая воззвать могла бы к свету – Как будто смерть сковала ей уста! Лицо без мысли, полное смятенья, Сухие, напряжённые глаза – И, кажется, зарёю обновленья В них никогда не заблестит слеза. 1848
Cлайд 6
«Прости» Прости! Не помни дней паденья, Тоски, унынья, озлобленья, Не помни бурь, не помни слёз, Не помни ревности угроз! Но дни, когда любви светило Над нами ласково всходило И бодро мы свершали путь – Благослови и не забудь! 1856
Cлайд 7
Когда критики говорят о «Панаевском цикле», то используют термин — бытовая конкретизация. Некрасов не обошёл вниманием прозу, которая в любви неизбежна. В его стихотворениях изображены случаи из жизни Некрасова и Панаевой, ссоры и примирения, и опять ссоры — это и есть «проза любви», быт, бытовая конкретизация.
Cлайд 8
В чём своеобразие интимной лирики Некрасова? Привычно ли для вас описание чувств к любимой? Какой образ любимой женщины создает Некрасов в стихах, посвященных Панаевой? Какие мотивы ведущие?
Cлайд 9
Cлайд 10
Cлайд 11
Лирический герой Условный образ поэта Художественный «двойник» автора
Cлайд 12
План анализа стихотворения: 1. История создания (год, биография, прототип); 2. Тема (о чём); 3. Лирический герой, его чувства; 4.Композиция. Движение мысли, сюжета, деление на части; 5.Ключевые образы (предметный мир); 6.Художественные средства; размер; 7.Идея (основная мысль)
Cлайд 13
«Я не люблю иронии твоей» 1850 Я не люблю иронии твоей. Оставь её отжившим и нежившим, А нам с тобой, так горячо любившим, Еще остаток чувства сохранившим - Нам рано предаваться ей. Пока ещё застенчиво и нежно Свидание продлить желаешь ты, Пока ещё кипят во мне мятежно Ревнивые тревоги и мечты – Не торопи развязки неизбежной! И без того она не далека: Кипим сильней, последней жажды полны, Но в сердце тайный холод и тоска… Так осенью бурливее река, Но холодней бушующие волны…
Cлайд 14
Что такое ирония? Почему причастия прошедшего времени? О чём мечтает лирический герой в 1 строфе? О чём грустит? Какие эпитеты помогают понять чувства поэта? (2 строфа) Назовите метафоры, эпитеты, сравнения 3 строфы. О чём они говорят? Оптимизм или пессимизм?
Cлайд 15
Выводы: Вот он – тупик. Тупик, в который приходят чувства. Каждая строка стихотворения проникнута тоской. Лирический герой понимает, что удержать любовь не сможет, остаются на его долю лишь последние вспышки страсти…
Cлайд 16
Новаторство любовной лирики Тема любви решена в лирике Некрасова весьма своеобразно. Именно здесь в полной мере проявилось его художественное новаторство. В отличие от своих предшественников, предпочитавших изображать любовное чувство “в прекрасных мгновениях”, Некрасов не обошёл вниманием и ту “прозу”, которая “в любви неизбежна”
Cлайд 17
Произведения Некрасова о любви отличаются искренностью. Видно, что они возникли под влиянием непосредственного чувства, являются результатом страстного лирического движения. Любовная лирика Некрасова показывает, что он мог быть «чистым лириком», свободным от тенденциозности и надуманности. Порой чувства Некрасова отличаются возвышенностью и поэтической грацией: Так это шутка? Милая моя, Как боязлив, как недогадлив я! Я плакал над твоим рассчитано-суровым, Коротким и сухим письмом: Ни лаской дружеской, ни откровенным словом Ты сердца не порадовала в нем... Оказалось, что опасения поэта были напрасны — любимая женщина по-прежнему его любила: Всему конец! Своим единым словом Душе моей ты возвратила вновь И прежний мир, и прежнюю любовь, И сердце шлет тебе благословенья, Как вестнице нежданного спасенья...
Cлайд 18
В заключение ещё раз вернёмся к вопросу о новаторстве любовной лирики Некрасова. Оно состоит не только в новизне содержания (“прозы жизни”), но и в том, что для изображения “непоэтических” явлений поэт находит соответствующую художественную форму: разговорную речь, прозаизмы.
Cлайд 19
И всё же, почему нам нравится любовная лирика Некрасова? 1. Наверное, мы любим её за необычность подхода к вопросу, за «живое», может быть, болезненное чувство любящего человека 2. Любовь у Некрасова – сложное противоречивое чувство, реально отображающее отношения любящих людей. 3 Возлюбленная выступает не только как объект обожания и поклонения, а прежде всего как друг и единомышленник