Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Фёдорова И.А.
Cлайд 2
Цель: знакомство с литературными, изобразительными и музыкальными творениями XVIII вв. План: 1) Литература. 2) Живопись. 3) Скульптура. 4) Музыка.
Cлайд 3
Опрос Д/З. Тест: 1)Выберите правильный ответ. Мыслителям эпохи Просвещения было свойственно критическое отношение: А) современной им деятельности. Б) человеку, его возможностям и способностям. В) науке, её способности изменить мир. 2)Найдите лишнее: Французские философы – просветители: А) Вольтер. Б) А. Смит. В)Монтескье.
Cлайд 4
Тест 3) Найдите лишнее. Ж. Ж. Руссо: А) осуждал общественное неравенство Б) выступал за ликвидацию частной собственности В) считал появление частной собственности причиной общественного неравенства. 4) Эпоха Просвещения приходится на ______ выберите правильный ответ. А) XVI –XVII в. Б) XVII в. В) XVIII – середину XIX в.
Cлайд 5
Тест 5)«Общественный договор» – это: ___ А) теория, сторонники которой считали, что государство возникло в результате соглашения, по которому люди добровольно отказываются от части своих прав в пользу власти. Б) договор о разделе общинных земель. В) договор об условиях вхождения отдельных территорий в федеративное государство.
Cлайд 6
Ответы на вопросы теста: 1) А. 2) Б. 3) Б. 4) В. 5) А.
Cлайд 7
Характеристика культуры Просвещения.
Cлайд 8
Литература: Дефо, Свифт, Бомарше, Шиллер, Гёте.
Cлайд 9
Даниель Дефо. Биография: английский писатель (1660-1731). и публицист, известен главным образом как автор «Робинзона Крузо». Дефо считают одним из первых сторонников романа, как жанра. написал более 500 книг. Он был также основоположником Экономического журнализма.
Cлайд 10
«Робинзон Крузо». Роман выразил главную идею того времени – «Человек может всё».
Cлайд 11
Cлайд 12
Джонатан Свифт (1667- 1745). Титульный лист первого издания. Англо-ирландский писатель-сатирик, публицист, поэт и общественный деятель. Наиболее известен как автор фантастической тетралогии «Путешествия Гулливера», в которой остроумно высмеял человеческие и общественные пороки. Жил в Дублине (Ирландия), где служил деканом (настоятелем) собора Святого Патрика. Несмотря на своё английское происхождение, Свифт энергично защищал права простых ирландцев и заслужил искреннее уважение с их стороны.
Cлайд 13
Часть 1. Путешествие в Лилипутию. Судовой врач Лемюэль Гулливер попадает в страну Лилипутию, в которой живут маленькие, в двенадцать раз меньше людей, человечки. Они захватывают Гулливера в плен, позже местный король принимает от него вассальную клятву с обещанием послушания и освобождает. В этой части тетралогии Свифт саркастически описывает непомерное самомнение лилипутов и их нравы, карикатурно копирующие человеческие. Многие эпизоды здесь, как и в других частях книги, сатирически намекают на современные Свифту события.
Cлайд 14
Часть 2. Путешествие в Бробдингнег. Исследуя новую страну, Гулливер оставлен своими спутниками и найден великаном-фермером, ростом 22 метра (в Лилипутии все размеры в 12 раз меньше наших, в Бробдингнеге — в 12 раз больше). Фермер относится к нему как к диковинке и показывает его за деньги. После ряда неприятных и унизительных приключений Гулливера покупает королева Бробдингнега и оставляет при дворе в качестве забавной разумной игрушки.
Cлайд 15
Часть 3. Путешествие в Лапуту, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб и Японию. Гулливер попадает на летающий остров Лапуту, потом на материковую часть страны Бальнибарби, чьей столицей Лапута является. Все уважаемые жители Лапуты слишком увлечены математикой и музыкой, поэтому донельзя рассеяны, уродливы и не устроены в бытовом отношении. Только чернь и женщины отличаются здравомыслием и могут поддерживать нормальную беседу. На материке есть Академия Прожектёров, где пытаются претворить в жизнь различные смехотворные псевдонаучные начинания. Эта часть книги содержит едкую сатиру на спекулятивные научные теории его времени.
Cлайд 16
Часть 4. Путешествие в страну гуигнгнмов. Гулливер попадает в страну разумных и добродетельных лошадей — гуигнгнмов. В этой стране есть и люди-дикари, омерзительные йеху. В Гулливере, несмотря на его ухищрения, узнают йеху, но, признавая его высокое для йеху умственное и культурное развитие, содержат отдельно на правах скорее почётного пленника, чем раба. Общество гуигнгнмов описано в самых восторженных тонах, а нравы йеху представляют собой сатирическую аллегорию человеческих пороков.
Cлайд 17
Бюст Д. Свифта. Собор Святого Патрика.
Cлайд 18
Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732 – 1799). Родился в Париже. Сын часовых дел мастера Андре Шарля Карона (1698—1775), он сначала пошел по стопам отца, но одновременно ревностно изучал музыку. Музыкальные таланты и ораторский дар открыли Бомарше доступ в высшее общество. комедий «Севильский цирюльник» (1775) и «Женитьба Фигаро» (1784), которые сделали его самым любимым писателем Франции того времени.
Cлайд 19
В «Севильском цирюльнике» выводится в первый раз Фигаро, представляющий оригинальное создание Бомарше. В нем много черт самого Бомарше. Насмешливый, настойчивый, ловкий, неистощимый в запутывании и распутывании интриг, никогда не теряющийся и не унывающий, — он умеет находить выход из всякого положения. Он — центральная фигура. Таким образом, уже в этой комедии главное лицо — простой слуга, олицетворяющий собою третье сословие.
Cлайд 20
«Безумный день, или Женитьба Фигаро» — пьеса Бомарше,вторая из трилогии о Фигаро.
Cлайд 21
Памятник Бомарше.
Cлайд 22
Фридрих Шиллер (1759 -1805). Немецкий поэт, философ, историк, теоретик искусства и драматург, представитель романтического направления в литературе.
Иоган Вольфганг Гёте (1749 – 1832). Немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель. Самое известное произведение -«Фауст» (1774—1832).
Cлайд 27
Дом Гёте во Франкфурте – на – Майне. Мать Гёте.
Cлайд 28
Искусство XVIII века.
Cлайд 29
Живопись: Франсуа Буше, Антуан Ватто, Уильям Хогарт, Жак Батист Симеон Шарден.
Cлайд 30
Франсуа Буше. Автопортрет.
Cлайд 31
Мельница.
Cлайд 32
Портрет мадам де Помпадур.
Cлайд 33
Портрет мадам де Бьюзо, жены художника.
Cлайд 34
Завтрак.
Cлайд 35
Пейзаж.
Cлайд 36
Жан Антуан Ватто. Французский живописец и рисовальщик, основоположник и крупнейший мастер стиля рококо.
Cлайд 37
Жиль.
Cлайд 38
Паломничество на остров Киферу.
Cлайд 39
Затруднительное предложение.
Cлайд 40
Равнодушный.
Cлайд 41
Уильям Хогарт (1697 – 1764). Хогарт наблюдал жизнь людей разного материального достатка, принадлежавших ко всем слоям общества; он был не только талантливым портретистом, но и моралистом, и сатириком.
Cлайд 42
Триумфальное шествие. Из серии выборы в парламент.
Cлайд 43
Модный брак. Брачный контракт.
Cлайд 44
Девушка с креветками.
Cлайд 45
Жак Батист Симеон Шарден (1699 – 1779). Основным предметом его натюрмортов и жанровых сцен является повседневная домашняя жизнь парижских обывателей, переданная в спокойной, задушевной, реалистической манере.
Cлайд 46
«Натюрморт с атрибутами искусств».
Cлайд 47
Молитва перед обедом.
Cлайд 48
Прачка.
Cлайд 49
Скульптура. Жан Антуан Гудон (1741- 1828). Общеевропейское признание Гудону принесли портреты великих современников — Вольтера, Дидро, Екатерины II, Бенджамина Франклина, Джорджа Вашингтона, Мирабо.
Cлайд 50
Музыка Иоганн Себастьян В.А. Моцарт. Бетховен. Бах.