Правила урока Я не боюсь ошибок, потому что ошибка – один из путей нахождения правильного решения. 2) Может быть, я не прав, но это моя точка зрения, и она имеет право на существование, как и точка зрения другого человека.
Cлайд 3
«Идеология и культура после Второй мировой войны» Почему усилился идеологический пресс? Почему опустился «железный занавес»?
Cлайд 4
Цель урока Изучение ситуации в сфере идеологии и культуры в послевоенный период.
Cлайд 5
Тезаурус (термины) Тоталитаризм Интеллигенция Идеология Культура Социалистический реализм «Железный занавес»
Cлайд 6
Тоталитаризм Политический режим, тяготеющий к установлению абсолютного контроля над всеми сторонами жизни общества. (Из «Справочника школьника» под ред. В.В.Барабанова)
Cлайд 7
Интеллигенция Работники умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки и культуры. (Из словаря С.И.Ожегова)
Cлайд 8
Идеология Система идей (политических, правовых, нравственных и др.), выражающая интересы, мировоззрение, идеалы общества, группы или отдельных людей. («Универсальный учебный словарь» под ред. В.С.Финогенко)
Cлайд 9
Культура В широком смысле культура – это совокупность всего созданного человечеством на протяжении всей своей истории. В узком смысле культура – сфера человеческой жизни, включающая в себя науку, искусство, религию, философию, просвещение и т.д. (Учебник «Введение в обществознание» под ред. Н.Л.Боголюбова)
Cлайд 10
Социалистический реализм Литературное направление, провозглашенное на I Всесоюзном съезде советских писателей (1934 г.), в основу которого легло изображение жизни в её революционном развитии. (Учебник «История Отечества» под ред. Н.В.Загладина)
Cлайд 11
«Железный занавес» Система мер, направленная на внешнюю изоляцию СССР от других стран. (Учебник «История России» под ред. А.А.Данилова)
Cлайд 12
Задание группам Прочитайте и проанализируйте документы. Ответьте на вопросы. Составьте кластер. Подготовьтесь к презентации кластера. Время работы в группах – 10 минут. Время выступления – 3 минуты. Примечание: возможны вопросы на понимание, уточнение.
Cлайд 13
Сферы культуры Литература Наука Музыка Кино, театр
Cлайд 14
Кино, театр С. Эйзенштейн Г.Вишневская
Cлайд 15
Рефлексия Есть ли общая тенденция в отношении власти к творческой интеллигенции в разных сферах культуры? Если есть, то в чём она заключается? Чем вы объясните усиление идеологического пресса после войны? Почему опустился «железный занавес»? Достигнуты ли цели сегодняшнего урока? Какие трудности вы испытывали сегодня на уроке? Остались ли вопросы, на которые вы не получили ответов?
Cлайд 16
Домашнее задание Используя § 37 и дополнительные источники, составить кластер, в котором необходимо отразить позитивные моменты развития советской культуры в послевоенное время.
Cлайд 17
Благодарю за сотрудничество!
Cлайд 18
Литература А.А.Ахматова М.М.Зощенко А.А.Жданов
Cлайд 19
Наука Л. Ландау Т. Лысенко
Cлайд 20
Музыка Д.Д.Шостакович С.С.Прокофьев
Cлайд 21
Кластер (графическое изображение информации) Отношение власти к творческой интеллигенции Последствия