Зарождение крито-микенской культуры связывают с мифом о похищении могущественным владыкой земли и неба, главным богом Крита Зевсом финикийской царевны Европы.
Cлайд 4
Приняв облик белоснежного быка с золотыми рогами, Зевс появился на берегу моря, где царевна с подругами собирала цветы. Он смиренно улегся у ног девы, украсившей его рога венком из роз. Европа села на спину быка и не заметила, как он оказался далеко от берега. Переплыв бушующее море, Зевс поселил пленницу на острове Крит, где Европа родила Миноса — родоначальника критских царей.
Cлайд 5
Эпицентром критской (минойской) культуры стал Кносс — город-дворец Миноса (И тыс. до н. э.).
Cлайд 6
Культуру острова Крит и островов Эгейского моря принято делить на критскую (111 — 11 тыс. до н. э.) и микенскую (XV —XII вв. до н. э.). В мифах культура региона Эгейского моря до и после завоевания Крита ахейцами представлена как единая эпоха владычества Миноса и называется также эгейской.
Cлайд 7
Лабиринт дворца — многоуровневая архитектура со сложными, запутанными ходами — и его декор в виде бычьих рогов отражали миф о соединении бога-быка (символа оплодотворяющей энергии) с богиней плодородия и миф о быке Миноса — Минотавре.
Cлайд 8
Воспылав страстью к белому быку, вышедшему из моря, Пасифая — супруга Миноса соединилась с ним, спрятавшись внутри полой деревянной коровы, которую сделал для нее прославленный критский архитектор Дедал. Родившегося Минотавра — человека с головой быка — поместили в Лабиринт — сооружение с запутанными переходами, также построенное Дедалом. Туда на съедение чудовищу каждые девять лет привозили семь афинских юношей и девушек, как следствие тяжелой дани, наложенной на Афины Миносом за убийство в этом городе его сына. Когда на Крит прибыл афинский царевич Тезей, дочь Миноса Ариадна влюбилась в него и тайно дала ему острый меч и клубок ниток. Тезей убил Минотавра, положив конец кровавой дани, и по нити, привязанной у входа, нашел обратный путь из Лабиринта.
Cлайд 9
Кносский дворец
Cлайд 10
Дворец возвышается на горе и как бы вырастает из нее, располагаясь уступами на разных уровнях с перепадом в 8-10 м. Выровненная вершина горы образует обширный прямоугольный двор, вытянутый с севера на юг. Некогда он играл роль светового колодца и своего рода легких дворца. В него по периметру выходят фасады парадных построек: тронный зал, главное святилище, бассейн для очищения, зал для культовых игр с быками, сокровищница для хранения ритуальной утвари, сосудов и статуэток богини со змеями.
Cлайд 11
Уровнем ниже находятся жилые комнаты царя и царицы, малый тронный зал, ванная комната. С трех сторон покои царя предваряли колонные портики, и когда открывались многочисленные двери, возникало единое обширное пространство, напоенное светом и воздухом. Самый нижний уровень дворца занимали мастерские и склады сельскохозяйственной продукции.
Cлайд 12
Все эти парадные залы и святилища, ритуальные и жилые комнаты, широкие веранды и открытые террасы соединяются лестницами с внезапными спусками и подъемами, запутанными ходами и тупиками. Сохранилась планировка дворца, запутанные переходы, красные колонны, но море ушло и унесло с собой колдовское очарование морского простора.
Cлайд 13
Пространство дворца зыбко, неустойчиво, неопределенно. Перемещение по нему сродни покачиванию на поверхности моря, которое шумит снаружи и как бы проникает внутрь ласковым бризом и восхитительным орнаментом на стенах (см. цв. вкл., рис. 15). Выпрыгивающие на поверхность дельфины, снующие в разные стороны рыбы, упругий завиток и волнистые линии — основной мотив фресковой живописи в камерных покоях, на террасах, в коридорах. Все пронизано динамикой морской стихии: грозным рокотом набегающих волн, свежим ветром, надувающим паруса кораблей, розоватыми брызгами пен.
Cлайд 14
Не менее роскошными были дворцы ахейских владык, но они отражали иной взгляд на мир- Так, город-дворец Микены царя Агамемнона (II тыс. до н. э.) расположен на холме и защищен мощными стенами, сложенными из огромных каменных глыб.
Cлайд 15
Львиные ворота . Дорогу к единственным воротам обрамляют высокие стены, образующие узкий замкнутый проход. Массивная перекладина над проемом украшена треугольной плитой с рельефом, давшим название воротам — Львиные. На нем застыли львицы, двух сторон опирающиеся передними лапами на высокий пьедестал с колонной, — отзвук кносского изображения богини плодородия, стоящей на горной вершине с хищниками по сторонам.
Cлайд 16
В отличие от кносского микенский дворец имел регулярную планировку. Все помещения группировались вокруг мегарбна — большого зала с очагом посередине. Дым уходил через прямоугольное отверстие в кровле, опиравшейся на четыре колонны. Именно такой тип жилища стал прообразом греческого, а затем и римского дома.
Cлайд 17
Cлайд 18
Суровая скупая архитектура обусловила характер декора, в котором преобладали сюжеты, связанные с борьбой: охота на львов, травля собаками кабана, воины, седлающие коней для похода, ахейцы в высоких шлемах с копьями и щитами. Сама тематика воплощала осно ное кредо микенской культуры — торжество физической силы и суровый, воинственный дух ахейцев, часто совершавших грабительские набеги на соседние племена. О том же свидетельствовали погребальные маски, передающие индииидуальные черты суровых и властных ахейских владык, а также отражающие желание возвеличить царя — чувство, незнакомое критянам.
Cлайд 19
Динамичная линия уступила место застывшим формам и сухому орнаменту; в красочной гамме вместо холодноватых серебристых тонов стали преобладать теплые сочные цвета. Живописность, подвижность, эфемерность критского искусства сменились жесткостью, статичностью, приземленностью микенского
Cлайд 20
Cлайд 21
Cлайд 22
Cлайд 23
Cлайд 24
Cлайд 25
Cлайд 26
Cлайд 27
Cлайд 28
Cлайд 29
Вазопись стиля Камарес
Cлайд 30
Вторжение племен дорийцев на Пелопоннесский полуостров в конце XII в. до н. э. означало закат крито-микенской (эгейской) цивилизации. Но именно эта богатая и своеобразная цивилизация задолго до появления греков в Восточном Средиземноморье подготовила почву, на которой вырос благоуханный и редкостный цветок всей античной культуры. Эгейская культура стала истоком греческой, воспринявшей религиозно-мифологические представления крито-микенской эпохи и доведшей их до совершенства.
Cлайд 31
Семенкова Наталья Станиславовна – учитель русского языка и литературы МОУ «Сосновская СОШ»