Урок разработан: учителем истории и права средней школы №7 г. Канаш Ашихминой И. М.
Cлайд 2
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА На рубеже XIX и XX веков окружавший человека мир, стремительно изменяясь, приобрел существенно новые черты. Россия проходила стадию всесторонней модернизации. Слово «модерн» употребляли и для обозначения явлений культуры: говорили о модернизме-совокупности новых художественных направлений. Вечный спор в искусстве -между новым и привычным, устоявшимся, достиг в это время крайней остроты.
Cлайд 3
Цели и задачи проекта Цели: Познакомить учащихся с достижениями русской культуры начала XX века; Подвести учащихся к пониманию сути Художественных ценностей новых направлений в искусстве начала XX века. Задачи: Формировать умения самостоятельной Работы с дополнительной литературой, делать выводы, грамотно излагать материал.
Cлайд 4
Наука Физик П.Н.Лебедев создал первую в России физическую шкалу, а также сделал открытия в области физики волн. Русский учёный В.И. Вернадский создал учения о биосфере и ноосфере, которые заложили основу современной экологии. Физиолог И.П.Павлов создал учение о высшей нервной деятельности. В 1904г. Ему была присвоена Нобелевская премия за исследования в физиологии пищеварения. Ряд выдающихся открытий в практике самолётостроения сделал Н.Е.Жуковский.
Cлайд 5
Кинематография Начало ХХ века – время появления нового вида искусства – кинематографии. К 1914 году в России было построено около 4тыс. кинотеатров. В 1908г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911г. – первый фильм «Оборона Севастополя». В России появляются деятели кино с мировыми именами: реж. Я.Протазанов, актёры И. Мозжухин, В.Максимов и многие другие.
Cлайд 6
Музыка Начало ХХ века – время творческого взлёта великих русских композиторов А.Скрябина, И. Стравинского, С.Рахманинова и др. В своём творчестве они пытались вырваться из рамок традиционной классической музыки, создать новые музыкальные формы и образы. Значительного расцвета достигла музыкальная исполнительная культура. Самыми знаменитыми людьми того времени были Ф.Шаляпин, А.Нежданова, Л.Собинова, И.Ершова.
Cлайд 7
Литература Среди поэтов начала ХХ века происходит деление на символистов, акмеистов и футуристов. Символисты были против оскудения русской поэзии. Они считали, что поэт наделён способностью приобщения к запредельному миру посредством художественных символов. Акмеисты (от греч. «акме» - высшая степень чего-либо) призывали возвратить словам их традиционный смысл, освободив от символических толкований. Для акмеистов (Н.Гумилёв, А.Ахматова, М. Зенкевич, В. Нарбут) были характерны красота и отточенность художественного слова. Футуристы (В. Хлебников, Д. Бурлюк, В.Маяковский, Е. Гуро) утверждали своё право на конструирование новых слов. Футуристы ориентировались также на вызывающую антиэстетичность.
Cлайд 8
Cлайд 9
«МИР ИСКУССТВА» Эта группа художников была представителями модерна, объединившихся вокруг петербургского журнала «Мир искусства». Они искали идеал красоты в придворной жизни Версаля и старого Петербурга (А. Н. Бенуа), в суровых, загадочных образах древней Руси ( Н. Рерих), в праздничности и размеренности русского быта ( Б. Кустодиев).
Cлайд 10
Cлайд 11
Петров-Водкин Картина "Купание красного коня" принесла славу Кузьме Петрову-Водкину, сделала его имя известным на всю Россию. Написанное в 1912 году, оно было показано на выставке "Мир искусства». Образ коня в русском искусстве с древних времен воспринимался многозначительно. В образно-поэтическом строе славянской мифологии конь был советчиком и спасителем человека, провидцем, это был конь-судьба, каждый шаг которого многое значил. Именно в русле этой традиции он и создает свою картину "Купание красного коня". От повествовательности идет к созданию монументально значимого произведения, обобщенного образа коня-символа, коня-олицетворения.
Cлайд 12
ВЕСТНИК ИНЫХ МИРОВ Врубель, воплотивший в своей судьбе новый тип художника, творца-демиурга и прозревателя тайн жизни, поражал зрителей самобытной манерой письма, оказавшейся пророческой для новых художественных направлений. Врубель, как всякий предтеча, был одинок. Он вызывал недоумение как человек и возмущение как художник. Лишь в конце жизни, когда Врубель был погружен в мрак предсмертного, к нему пришло признание. М. А. Врубель
Cлайд 13
ЗНАМЕНИТЫЕ РАБОТЫ ПАН - персонаж древнегреческой мифологии, но в полотне художника заметно «обрусел». Пан, божество лесов и полей, выступает ее символом.
Cлайд 14
«СИМВОЛ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» А. Блок ДЕМОН,- по словам художника – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при этом дух властный, величавый. Влюбленный в картину Блок писал: «Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет».
Cлайд 15
МАРК ШАГАЛ У живописи Шагала три краеугольных камня – религия и культура еврейского народа, русские корни художника и его первая любовь, его муза, его Белла.
Cлайд 16
Муза художника Красный цвет пола подчеркивает настроение молодых людей, а хрупкие цветы передают нежность чувств. Эта картина исполнена в жанре « любовной лирики» написана незадолго до женитьбы на Белле Розенфельд.
Cлайд 17
Вывод Серебряный век рассматривается как период расцвета духовной культуры, который начался в 90 годы XIX в. и завершился в конце 20-х годов XX в. Оставил колоссальный след в развитии российского общества.