Литература и культура Серебряного века Автор: Юрьева Светлана Викторовна
Cлайд 2
«Можно сопоставить Серебряный век с луной… Н.Оцупа»
Cлайд 3
Цель проекта: раскрыть содержание удивительного мира русской культуры начала XX века; cформировать представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века.
Cлайд 4
Основной вопрос: «Какую закономерность можно увидеть в смене направлений Серебряного века?»
Cлайд 5
Эпоха рубежа XIX-XX веков – это эпоха сложных противоречий, напряжённых духовных исканий, революционных преобразований. Ломались социальные, политические устои, а человек искал духовной опоры. «Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть?»- писал Александр Блок. Что же происходило в России в это время?
Cлайд 6
1890 г. – начало эпохи экономического развития, реформы С.Ю. Витте. 1894 г. – начало царствования Николая II. 1904-1905 гг. – русско-японская война. 1905-1907 гг. – первая русская революция. 1906 г. – создание I Государственной Думы и аграрная реформа А.П. Столыпина. 1914 г. – начало Первой мировой войны. 1917 г. – Февральская революция; свержение самодержавия. Октябрьская революция.
Cлайд 7
Cлайд 8
Cлайд 9
Cлайд 10
Считается, что благодаря именно Грёзе появился на свет СИМВОЛИЗМ
Cлайд 11
Милый друг, иль ты не видишь, Что всё видимое нами- Только отблеск, только тени От незримого очами? Символизм- многозначное иносказание. В.Соловьёв так определил сущность символизма:
Cлайд 12
К.Бальмонт Ф.Сологуб З.Гиппиус
Cлайд 13
М.Врубель. Сирень М.Врубель. Фантастический лес
Cлайд 14
А.Блок А.Белый В.Иванов
Cлайд 15
Часто литература питает живопись, а живопись- поэзию.
Cлайд 16
В.Э. Борисов-Мусатов. Призраки Врубель. Демон сидящий. Мой демон- близ меня- повсюду; ночью, днём. Неосязаемый, как воздух, недоступный, Он плавает вокруг, он входит в грудь огнём Он жаждой мучает извечной и преступной. Ш.Бодлер
Cлайд 17
Никому не известен конец. И смятенье сменяет веселье. Нам открылось в гаданьи: мертвец Впереди рассекает ущелье. А.Блок А.Бёклин. Остров смерти
Cлайд 18
Г.Моро. Единорог В.Васнецов. Гамаюн, птица вещая Хочется мне замков с их царевнами, Озирающих просторы с башни, Менестрелей с лютнями напевными, Оглашающими лес и пашни; Позабыться вымыслами хочется- Сказками, где ведьмы, феи, черти… В.Брюсов М.Врубель. Царевна-Лебедь
Cлайд 19
Мир есть всегласная музыка. Весь мир есть изваянный стих. К.Бальмонт
Cлайд 20
О музыке всегда и снова! Стихи крылатые твои Пусть ищут за чертой земного Иных небес, иной любви. П.Верлен. Пер.В.Брюсова Г.Климт. Музыка
Cлайд 21
М.Чюрлёнис. Соната моря. Композитор А.Скрябин называл свои произведения поэмами («Поэма огня»), а художник М.Чюрлёнис давал полотнам названия сонат, прелюдий («Соната моря», «Соната звёзд»). С.Рахманинов пишет симфонические поэмы «Остров мёртвых», «Колокола».
Cлайд 22
Cлайд 23
Cлайд 24
И вот вся жизнь! Круженье, пенье, Моря, пустыни, города, Мелькающее отраженье Потерянного навсегда. Н.Гумилёв Она ещё не родилась, Она и музыка и слово, И потому всего живого Ненарушаемая связь. О. Мандельштам Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу. А.Ахматова
Cлайд 25
Cлайд 26
В.Хлебников В.Маяковский А. Кручёных В.Каменский
Cлайд 27
Cлайд 28
К.Малевич. Вернуться к наследникам К.Малевич. Чёрный квадрат
Cлайд 29
Критерии для сопоставления Символисты Акмеисты Футуристы Цель творчества Расшифровка тайнописи, пророчество Возвращение поэзии ясности, вещности Вызов традиции Отношение к миру Стремление к вечной красоте Понимание мира как совокупности простых предметов Одержимость идеей разрушения старого мира Отношение к слову Понимание слова как элемента тайнописи, послания Стремление придать слову точное значение Создание неологизмов, словесные деформации Особенности формы Иносказание, образность, музыкальность слога Конкретная образность Неологизмы, разговорная интонация, эпатаж
Cлайд 30
В смене направлений модернизма можно увидеть движение от отрицания действительности у символистов, к утверждению её у акмеистов и преобразованию у футуристов.