Тамерлан (1336-1405) – тюрко-монгольский завоеватель, чьи победы, характеризующиеся актами бесчеловечной жестокости, сделали его хозяином большей части Западной Азии.
Cлайд 3
Тамерлан или Тимур (Тимур-Ланг, «Тимур Хромой») принадлежал к тюркизированному монгольскому клану Барлас, представители которого, по мере продвижения монгольских армий на запад, поселились в долине Кашка, близ Самарканда. Тамерлан родился близ Шахрисабза 9 апреля 1336 года. Это место находится на территории современного Узбекистана между реками Амударьей и Сырдарьей, а в момент его рождения эти земли принадлежали хану Чагатаю, названному в честь основателя своего рода, второго сына Чингисхана.
Cлайд 4
В 1346 – 1347 гг. казанский хан Чагатай, потерпел поражение от эмира Казгана и был убит, вследствие чего Средняя Азия перестала быть частью его ханства. После смерти Казгана (1358 г.) последовал период анархии, и войска Туглак-Тимура, правителя территорий за Сырдарьей, известных как Могулистан, вторглись в Мавераннахр сначала в 1360 году, а затем в 1361 году в попытке захватить власть.
Cлайд 5
Тимур объявил себя вассалом Туглак-Тимура и стал правителем территории от Шахрисабза до Карши. Вскоре он, однако, восстал против правителей Могулистана и создал союз с Хусейном, внуком Казгана. Вместе в 1363 году они разбили армию Ильяса-Ходжи, сына Туглак-Тимура. Однако примерно в 1370 году союзники рассорились и Тимур, пленив своего соратника, объявил о намерении возродить Монгольскую империю. Тамерлан стал единоличным хозяином Средней Азии, поселившись в Самарканде и сделав этот город столицей нового государства и своей основной резиденцией.
Cлайд 6
Расширение империи Первые кампании Тамерлана были направлены против Хивы и Могулистана. А после 1381 года он обратил свое внимание на запад, начав экспедиции в Иран, Ирак, Малую Азию и Сирию. Правители покоряемых княжеств были неспособны эффективно противостоять хорошо организованной армии Тимура. Восточная Персия и Хорасан были полностью покорены в 1382 - 1385 годах; Фарс, Ирак, Армения и Азербайджан пали в период с 1386 до 1394 года; Грузия и Месопотамия перешли под контроль Тамерлана в 1394 году. Занимаясь покорением Азии, Тимур не забывал и о борьбе с Золотой ордой и лично с ханом Тохтамышем. В 1391 году, преследуя Тохтамыша, Тимур достиг южной Руси, где и разбил ордынского хана. Попытка Тохтамыша исправить ситуацию в 1395 году и его вторжение на Кавказ успеха не имели, и он был окончательно разгромлен на реке Куре.
Cлайд 7
От планирования похода на Москву Тимура, уже разорившего Астрахань и Сарай, отвлекло мощное персидское восстание, впоследствии подавленное со свойственной Тамерлану жестокостью. По всей Персии были разрушены целые города, жители убиты, а их черепа замурованы в стены городских башен.
Cлайд 8
Семилетний поход Тамерлана В 1399 году Тамерлан вторгся в Индию. По результатам жестокого разграбления Дели было навьючено 90 слонов, которые несли самые различные грузы – от камней для строительства мечети в Самарканде до драгоценностей. С похода в Индию стартовала знаменитая Семилетняя кампания Тамерлана (1399-1403 гг.), в ходе которой завоеватель ввязался в противостояние с двумя самыми могущественными правителями Западной Азии – султаном Турции и султаном Египта. Сирия, тогда являвшаяся частью Египта, была полностью захвачена к весне 1401 года. Дальнейший путь Тамерлана лежал к Багдаду, обороняемому войсками Султана Ахмада, оказавшими завоевателям упорное сопротивление. Багдад был взят в результате успешного штурма в июне 1401 года. Резня, устроенная Тамерланом в захваченном городе, была ужасной. Головы убитых горожан были сложены в 120 башен. Багдад был полностью разграблен.
Cлайд 9
Зиму 1401 – 1402 годов Тамерлан провёл в Грузии. И уже весной 1402 года начал наступление в Анатолии. В битве под Анкарой 20 июля 1402 года Тамерлан разбил войско своего главного врага турецкого султана Баязида (Баязета), пленив его самого. История бесчеловечного заточения Баязета в железной клетке, предназначенной для диких зверей, навсегда вошла в историю. Однако некоторые исследователи утверждают, что история с клеткой – не более чем результат неверного истолкования записи историка Арабшаха, что однако нисколько не умаляет очевидной нечеловеческой жестокости Тамерлана по отношению к побеждённым противникам.
Cлайд 10
Тимур окончил свою Семилетнюю кампанию, достигнув Самарканда в августе 1404 года. Однако уже к концу этого же года он затеял ещё более грандиозное предприятие – поход в Китай, который обрёл независимость от монголов лишь за 30 лет до этого. Однако его планам по завоеванию Китая не суждено было осуществиться – находясь в Отраре, что на восточном берегу реки Сырдарьи (современный Южный Казахстан), Тамерлан тяжело заболел и умер 18 февраля 1405 года.
Cлайд 11
Наследие Тамерлана Благодаря своему поистине выдающемуся воинскому мастерству и невероятной силе личности, граничащей с демонизмом, Тамерлан смог создать империю, простирающуюся от России до Индии и от Средиземного моря до Монголии. В отличие от завоеваний Чингисхана, завоевания Тамерлана не имели целью открытие новых рынков, оживление торговых путей. Целью всех походов Железного Хромца был тотальный грабёж побеждённых. Несмотря на колоссальные размеры империи Тимуридов, ей не суждено было просуществовать долго, потому как Тамерлан не потрудился создать на завоёванных территориях внятной структуры государственного управления, он лишь уничтожал существовавший ранее порядок, ничего не предлагая взамен.
Cлайд 12
Хотя Тамерлан стремился быть хорошим мусульманином, он явно не чувствовал угрызений совести за уничтожение мусульманских городов, массово убивая их жителей. Дамаск, Хива, Багдад – эти древние центры ислама навсегда запомнили жестокость Тимура. Безжалостное отношение завоевателя к древним мусульманским центрам было, вероятно, обусловлено его стремлением сделать главным городом ислама собственную столицу – Самарканд.
Cлайд 13
По данным ряда современных источников, от рук солдат Тамерлана погибло около 19 миллионов человек. Хотя число жертв завоеваний Хромого Тимура, вероятно, преувеличено, их счёт явно идёт на миллионы. В постсоветском Узбекистане Тамерлан сделан национальным героем. Однако жители таких узбекских городов, как Хива относятся к этой, безусловно, великой личности весьма неоднозначно – их генетическая память хранит воспоминания о его зверствах.