Тема урока: « Экономические и политические реформы 1907- 1914 гг. История России 9 класс
Cлайд 2
План: П.А. Столыпин. Программа реформ. Разрушение общины. Переселенческая политика. Первые результаты реформ. III Государственная дума. Общество и власть в годы столыпинской реформы. Нарастание революционных настроений.
Cлайд 3
П.А. Столыпин 12 августа 1906 г. на Аптекарском острове в Петербурге раздался мощный взрыв. 27 человек погибло, 32 ранены, искалечены сын и дочь председателя Света министров- Столыпина.
Cлайд 4
П.А. Столыпин Это покушение ускорило подписание Указа о военно-полевых судах. Эти суды рассматривали дело о революционном терроре в течение 48 часов, приговор приводился в исполнение в течение суток. П.А. Столыпин
Cлайд 5
П.А. Столыпин Государство может, государство обязано, когда оно находится в опасности, принимать самые строгие, самые исключительные законы, чтобы оградить себя от распада. П.А. Столыпин
Cлайд 6
Программа реформ: 24 августа 1906 г. – опубликование правительственной программы Первая часть обосновывала необходимость успокоения страны при помощи чрезвычайных мер. Вторая часть предлагала немедленно начать аграрную реформу
Cлайд 7
Начата разработка законопроекта о: свободе вероисповедания гражданском равноправии об улучшении быта рабочих реформе местного самоуправления высшей и средней школе, о введении всеобщего начального обучения, об улучшении материального положения учителей и т.д.
Cлайд 8
Программа реформ: Начать реформы Столыпин решил с переустройства жизни деревни. Идея «чёрного передела» помещичьих земель витала в умах народа.
Cлайд 9
Разрушение общины: 9 ноября 1906 г. был издан указ, разрешивший свободный выход крестьян из общины. Выходя из общины, крестьянин получал в частную собственность все закреплённые за ним наделы и мог сводить их в один участок.
Cлайд 10
Запишем определение: Чересполосица - поземельное владение, при котором земли одного владельца находятся не в одном отрубе или меже, а разбросаны по разным местам среди других владений и не представляют хозяйственного целого.
Cлайд 11
Запишем определение: Отруб – участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревне. Хутор – участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с переселением из деревни на свой участок.
Cлайд 12
Работа с документом: Прочитайте документ на стр. 45 и ответьте на вопросы, предложенные в конце документа.
Cлайд 13
Цели аграрной реформы: Разрушая общины, Столыпин преследовал следующие цели: Крестьян тогда будет трудно поднять на бунт Создать широкий слой мелких собственников, обеспечив стабильность в обществе Отвлечь крестьян от захвата помещичьих земель П.А. Столыпин
Cлайд 14
Переселенческая политика Прочитайте материал на стр. 46 « Переселенческая политика» и ответьте на вопросы: Какие цели преследовала правительство, переселяя население Какие преимущества оно давало для населения? Каковы итоги данной политики?
Cлайд 15
Первые результаты реформ. « Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России»
Cлайд 16
Первые результаты реформ: Рост посевных площадей Увеличение хлебного экспорта Рост закупок с/х машин. Увеличение промышленного роста
Cлайд 17
Первые результаты реформ: 5) Были созданы кооперативы 6) В 1912 г. был создан Московский народный банк, помогавший крестьянам приобретать с/х технику, удобрения и семена.
Cлайд 18
III Государственная дума. 3 июня 1907 г. был создан новый избирательный закон, сохранивший деление на 4 курии. Но изменилось число выборщиков в пользу землевладельцев.
Cлайд 19
III Государственная дума 1 голос помещика 4 голоса крупной буржуазии 65 голосам мелкой буржуазии 260 голосам крестьян 543 голосам рабочих О чём свидетельствуют эти данные?
Cлайд 20
III Государственная дума Председателями III Государственной думы были октябристы.
Cлайд 21
III Государственная дума Рассмотрите состав III Государственной думы. Какие фракции были наиболее крупными? Имела ли большинство в Думе какая-либо фракция?
Cлайд 22
Ужесточение национальной политики: В Думе предпринимались попытки ликвидировать права окраин, дарованные во время революции. В 1909 г.образовалась фракция националистов, ставшая опорой Столыпина. В 1910 г. Дума приняла закон, фактически урезавший финскую автономию. В ответ на протесты финнов, Николай II распустил финский Сейм. III Дума обсуждает «финский» вопрос.
Cлайд 23
Ужесточение национальной политики Началась новая антиеврейская компания, достигшая своего пика в «Деле Бейлиса», несправедливо обвиненного в ритуальном убийстве 12-летнего мальчика. В 1913 г. Суд присяжных вынес ему оправдательный приговор. Провал суда стал для чиновника департамента полиции « полицейской Цусимой» М. Бейлис
Cлайд 24
Общество и власть в годы столыпинской реформы Прочитайте материал на стр. 51 – 52 и ответьте на вопрос : « Каким было отношение общества к реформам, проводимым П.А. Столыпиным»
Cлайд 25
Общество и власть в годы столыпинской реформы 5 (18) сентября 1911 года в Киеве скончался смертельно раненый террористом-одиночкой Д.Г.Богровым премьер-министр Российской Империи Петр Аркадьевич Столыпин.
Cлайд 26
Cлайд 27
Общество и власть в годы столыпинской реформы После убийства Столыпина стало ясно, что политических реформ ждать не следует и это привело к оживлению революционного движения. В ответ правительство перешло в наступление. Был изменен университетский устав. В знак протеста группа виднейших профессоров Московского университета объявила об отставке. Жертвы Ленского расстрела
Cлайд 28
IV Государственная дума В 1912 г.начала свою работу IV Государственная Дума. В ней сохранился октябристский маятник и председателем Думы стал М.В.Родзянко. Хотя большинство было за черносотенцами Дума была настроена оппозиционно и по многим вопросам Родзянко конфликтовал с Николаем II. Президиум IV Думы.
Cлайд 29
Подведение итога урока: Вопросы на ср.48, 53
Cлайд 30
Подведение итога урока: Параграф 6-7, записи, вопросы, задания в рабочей тетради
Cлайд 31
В работе использованы ресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_(%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F) http://foto-history.livejournal.com/2311414.html http://images.rambler.ru/search?query=%D0%9D.%D0%90.%20%D0%A5%D0%BE%D0%BC%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2 http://www.taday.ru/text/1207829.html Антоненкова Анжелика Викторовна Учитель истории МОУ Будинской ООШ Тверская область