Европейцы называли Русь «Градарики»- страна городов. Средневековые города были центрами культуры. Крупнейшими в Европе были Киев, Новгород, Галич. Развивались ремесла, которых насчитывалось ок.70. Многие товары шли на продажу. Развитие городов. Торжок. Гравюра. 16 века.
Cлайд 3
Внутри кремля располагались монастыри, церкви, княжеские хоромы. Развитие городов. Горожане были грамотными людьми,имели более широкие, чем сельчане кругозор. Они ездили в другие страны и принимали купцов. План Киева в сер. 12 века.
Cлайд 4
Въезд в город символизировал его мощь. Как правило на въезде строили Золотые ворота. Это были сложные архитектурные сооружения. На стенах ученые находят множество надписей. Развитие городов. Золотые ворота во Владимире. Реконструкция.
Cлайд 5
Архитектура.Живопись. Большинство зданий Киевской Руси были деревянными. В таких постройках жили даже князья. Хоромы состояли из 6-7 помещений. Типичный вид боярских хором.
Cлайд 6
В 11 веке в крупных городах появляются каменные хоромы князей. На 1-м этаже располагались небольшие комнатки, а второй этаж занимал просторный зал. Снаружи здание украшалось арками, каменной резьбой, колоннадами. Архитектура. Живопись. Княжеские хоромы в Чернигове. Реконструкция.
Cлайд 7
Появление 2-3 этажных зданий привело к увеличению высоты церквей и соборов. От того периода до нас дошли соборы Киева Новгорода, Смоленска, Чернигова. В отличие от сегодняшнего дня соборы были не белыми,а красными, т.к. их не штукатурили. Архитектура. Живопись. Торжок. Гравюра 16 века.
Cлайд 8
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ XI – XIV веков
Cлайд 9
« И разъдрася вся русская земля» из летописи «В Ростовской земле – князь в каждом селе». В XIII веке Киевская Русь распалась на полтора десятка мелких княжеств. Дробление Руси продолжалось и к XIVвеку вместо 15 удельных княжеств образовалось примерно 250. Это был процесс становления разных русских княжеств, которые впоследствии были объединены Москвой в новое государство.
Cлайд 10
- Архитектура Великого Новгорода - Архитектура и Пскова Владимиро - Суздальского княжества
Cлайд 11
НОВГОРОДСКИЙ СТИЛЬ мощь, монументальность Невысокие, крепкие Пяти- или одноглавые Вместо закомар скатное перекрытие Украшения: ниши, арки, кресты, розетки Арки и треугольники на барабанах ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКИЙ СТИЛЬ - Храмы стали выше и стройнее - Стены более тонкие и лёгкие вместо скромных украшений богатая каменная резьба на стенах - Аркатурный пояс - Вытянутые барабаны
Cлайд 12
Новгородская архитектурная школа
Cлайд 13
«ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД» - ПРИЕМНИК КИЕВА Софийский собор в Новгороде, построен в 1045 -1050 году по велению князя Владимира Ярославича XI век – эпоха «трёх Софий». Три собора - София Киевская, София Новгородская и София Полоцкая, повторяющие посвящение главного храма Константинополя
Cлайд 14
Один из трех Софийских соборов, построенный на Руси в сер. XI в. Репрезентативный княжеский храм, городской собор Возведён на берегу реки Волхов на территории древнего кремля; Построен из белого камня - плинфа, известняковая плита. Внутри расписан фресками
Cлайд 15
В XII веке строятся монументальные княжеские храмы – памятники уходящей княжеской эпохи. Один из них - Построен в 1119 г. Архитектор Петр: «…а мастер трудился Пётр» /из летописи/ заказчик кн. Всеволод плинфа, известняковая плита Ассиметричный, крестовокупольный, шестистолпный с тремя световыми куполами собор. Внутри расписан фресками, которые частично сохранились Собор св.Георгия в Юрьевом монастыре
Cлайд 16
С XIII века храмы строятся на средства бояр, купцов и других жителей. Их объединяют общие черты новгородского стиля: Одноглавые Невысокие Небольшие в объёме, трёхлопастное покрытие (в виде трилистника) или скатное перекрытие Спаса на Ильине улице, 1374г. Церковь Симеона в Зверином монастыре Церковь Федора Стратилата на Ручью 1360 – 1361гг.
Cлайд 17
фигурные ниши розетки-углубления, крестики из кирпича, на барабанах маленькие арки Треугольники на барабанах Украшения новгородских храмов
Cлайд 18
Церковь Рождества Христова на Кладбище Церковь Параскевы Пятницы на Торгу Строительный материал - Валуны, кирпич, волховская известняковая плита
Cлайд 19
«Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки, не очень обтёсанного…, но себе на уме… В его зодчестве такие же, как сам он простые и крепкие стены…, могучие силуэты, энергичные массы… Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряюще.» И.Э. Грабарь
Cлайд 20
Владимирская архитектурная школа
Cлайд 21
ХРАМЫ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ В XII веке на Руси сложились отдельные княжества. Каждый князь-правитель в своём удельном княжестве стремился возвести храм. Приглашали византийских и киевских зодчих. Киевские традиции дополнились местными особенностями стиля. Храмы строили трёхнефные, одноглавые Пропорции вытянутые, а храмы более высокие Использовали белый камень богато украшали стены Золотые ворота во Владимире
Cлайд 22
Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском 1152-1157 Строили мастера из Галича Строился как крепостной бастион Имеет форму куба, осевая симметрия Одноглавый, четырёхстолпный Стены разделены плоскими лопатками и завершены полукруглыми закомарами Под куполом зубчатые украшения – «городки» Узкие окна-бойницы Храм-богатырь
Cлайд 23
Церковь Покрова-на-Нерли 1165г. заказал Князь Андрей Боголюбский. Обетный храм, посвящен памяти сына Изяслава крестовокупольный, четырёхстолпный, небольших размеров лёгкий, изящный, белокаменный на фасаде – пилястры, переходящие в полукруглые закомары Луковичная глава на высоком барабане украшена рельефами
Cлайд 24
Каменные рельефы Церкви Покрова на Нерли «каменное слово в похвалу князю»
Cлайд 25
Дмитриевский собор во Владимире 1194-1197 строил князь Всеволод Большое Гнездо Домовая церковь при великокняжеском дворце крестово-купольный четырехстолпный, трехапсидный, одноглавый. богатейшая кружевная резьба по всей поверхности стен Аркатурный пояс
Cлайд 26
Cлайд 27
В основе рельефа – традиции русской деревянной резьбы, сказочные персонажи: львы, драконы, барсы, олени, зайцы, грифоны и павлины. В закомарах – сюжетные сцены. На западном фасаде – евангелисты, Богоматерь, царь Давид. На барабане – медальоны с изображением святых
Cлайд 28
Успенский собор во Владимире 1158-1160 Заказал князь Андрей Боголюбский, а перестроил князь Всеволод Большое Гнездо. Высота 32 метра – самый высокий храм на Руси Крестовокупольный, шестистолпный, трехапсидный, одноглавый. белый камень Украшен аркатурным поясом