Страна «победившего социализма» (30 – е гг.) Образовательная система «Школа 2100» Данилов Д.Д., Клоков В.А., Кузнецов А.В., др. История России. XX - начало XXI века. - Учебник для 9-го класса основной школы 37
Cлайд 2
Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы Работа с источниками после текста параграфа 1 . Кем являются авторы источников? 2. Чем отличается первый документ от второго и третьего? 3. Что объединяет первый и второй источники? Какая в них дается оценка произошедших в СССР изменений? 4. Какое мнение выражают простые люди? 5. Почему материалы, содержащиеся в третьем источнике, являлись секретными для того времени? 6. Какое возникает противоречие при сопоставлении первого и второго источников с третьим? 7. Какой возникает вопрос? Построен ли в СССР социализм - справедливое общество?
Cлайд 3
Задание 1. Выделите ключевые слова (родовой и видовые признаки) в определении понятия «социализм» Актуализация знаний (Общество будущего (родовой признак), равенство, справедливость, счастливая жизнь всех людей (видовые признаки). Задание 2. Выделите ключевые слова (видовые признаки) в определениях понятий «индустриализация», «коллективизация» Индустриализация: Замена ручного труда машинным. Смена мануфактур фабриками. Создание крупной машинной промышленности. Коллективизация: Объединение частных хозяйств в коллективные. Общая собственность на основные средства производства в колхозах. Коллективная организация труда и распределение полученного дохода в колхозах.
Cлайд 4
Актуализация знаний Задание: Составьте таблицу «Первая пятилетка» цели создание крупной машинной промышленности; объединение крестьянских хозяйств в колхозы средства трудовой энтузиазм;изъятие зерна из деревни с помощью создания колхозов; лес, музейные ценности; займы с населения; национализация частного капитала; трудзаключенных итоги создана современная крупная промышленность; проведена коллективизация большей части крестьянских хозяйств; рост городского населения, ликвидация безработицы, рост государственных закупок зерна; голод 1932-1933 гг.; снижение жизненного уровня
Cлайд 5
Составление плана решения проблемы Изменения, произошедшие в советской экономике в годы второй и третьей пятилеток? Характерные черты командной модели экономики, сложившейся в СССР. Что принес крестьянству колхозный строй? Сделаем вывод: насколько советское общество 30-х годов соответствовало идеалу социализма? Выясним:
Cлайд 6
Работа с иллюстрированной графической схемой на с. 163 Какие отрасли народного хозяйства развивались более успешно в 1930-е годы? Свой вывод аргументируйте. Чем характеризовалось развитие сельского хозяйства в 1930-е годы? Открытие нового знания
Cлайд 7
Работа с иллюстрированной графической схемой на с. 164, 144. Что общего и что различного было в советской экономике периода НЭПа и 30-х годов? Какие сектора были одинаковыми и для 20-х годов и для 30-х годов? Чем они были представлены? К какой экономической системе их можно отнести? Какой сектор, имевшийся в экономике 1920-х годов, исчез в 30-е годы? Открытие нового знания
Cлайд 8
Какие два сектора (две формы собственности) становят ся полностью господствующими в экономике 30-х годов? Как они на зываются в Конституции 1936 г. (Текст учебника, с. 166, 2-й абзац.) Какая главная черта экономики 1930-х годов содержится в заголовке схемы на с. 164? Какой еще термин в названии экономической системы употребляется в тексте учебника, с. 165, 1-й абзац? Какой главный механизм действия этой экономической системы? Найдите в тексте учебника на с. 163 его название. Открытие нового знания
Cлайд 9
По схеме на с. 164 раскройте действие этого механизма в отношении госпредприятий, совхозов. По этой же схеме раскройте действие командной систе мы в отношении колхозов. Государство - наркоматы — предприятия, совхозы. МТС: назначение директоров, план (объем продукции, размер зарплаты, предоставление сырья и т.д.). Регулирование цен госчиновниками. Наркомат земледелия - колхозы: госзаготовки сельхоз продукции. Райкомы партии: фактическое назначение председателей, команды, приказы председателям (что сеять, сколько, когда и т.д.) Открытие нового знания
Cлайд 10
Работа со словарем. Задание: выделить ключевые слова в определении понятия «командная экономика»: родовой и видовые признаки. Родовой признак: хозяйственная система. Видовые признаки: госпланирование и распределение, государственная и коллективная собственность, управление предприятиями, колхозами чиновниками государственных ведомств с помощью команд. Открытие нового знания
Cлайд 11
Открытие нового знания Работа по группам. 1-я группа. На основе текста «Фасады индустриального города» и иллюстративного материала на с. 166-169 выполнить задания: Составить план по теме: «Что было характерно для советского города и жизни советских горожан в 1930-е годы». Пункты плана, в которых отражены те порядки, которые представляются вам справедливыми, отметьте знаком «+», а те пункты плана, в которых отражены несправедливые, на ваш взгляд, порядки, знаком «-». 2-я группа. На основе текста учебника, иллюстративного материала на с. 170-172 1. Составить план: «Что было характерно для колхозного села и жизни крестьян в 1930-е годы» и ответить на вопрос: «Колхозный строй - это гибель крестьянства или прорыв в будущее?»
Cлайд 12
Открытие нового знания 1-я группа + Отмена карточной системы снабжения. + Отсутствие безработицы. + Низкая квартплата. + Путевки в санатории и курорты. + Бесплатное всеобщее образование. + Бесплатное лечение. + Строительство общежитий и жилья для рабочих и служащих. - Большинство горожан ютилось в бараках и коммунальных квартирах. + Изменение облика городов. + Разнообразный досуг. - Привилегии чиновников. - Дефицит товаров, огромные очереди. + Движение стахановцев - передовиков производства, льготы им. - Повышение норм выработки для всех рабочих. - Суровые меры против рабочих за прогул, выпуск некачествен ной продукции. - Широкое использование труда узников ГУЛАГа на лесозаготовках, строительстве каналов и т.д.
Cлайд 13
Открытие нового знания 2-я группа Полная зависимость колхозов от государства. Частичная механизация сельскохозяйственных работ. Обучение молодых колхозников профессии механизаторов. Культурное просвещение села (фильмы, школы и т.д.). Новшества в быту. Главный и подчас единственный источник доходов колхозников -приусадебное хозяйство. Оплата по трудодням — отсутствие заинтересованности у колхозников для работы в колхозах. Производство сельхозпродукции в колхозах не росло, а даже сокращалось. Основной поставщик мяса, масла, картофеля - приусадебные хозяйства. Закон «Об охране социалистической собственности» («закон о трех колосках»). Лишение крестьян паспортов - прикрепление к колхозам.
Cлайд 14
Открытие нового знания Задание: внести записи в таблицу - графа: «Социально-экономи ческое развитие 1930-х годов» город село 1.Преимущественное разви тие тяжелой промышленности. 2.Некоторое повышение жизненного уровня, более многообразный быт горожан, изменение облика городов. 3.Стахановское движение, поощрение стахановцев. 4.Укрепление трудовой дисциплины принудительными мерами. 5.ГУЛАГ в системе НКВД, труд заключенных на стройках социализма. 1.Завершение коллективизации.2.Рост механизации,обучениемолодых колхозниковпрофессии механизаторов, изменение быта колхозников. 3.Принудительныйтруд колхозников, основной источник их жизни - приусадебное хозяйство, отсутствие у них паспортов. Закон «Об охране социалистической собственности». 4.Производство сельхозпродукции надоколхозномуровне (хлеб) и даже ниже (мясо).
Cлайд 15
Применение нового знания Какие из выдвинутых гипотез оказываются верными? Подтверждается ли выдвинутая нами версия, что настоящего социализма в СССР не было построено? Чтобы сделать вывод, нужно еще раз вспомнить, что такое социалистическое общество. 4. Соответствовало ли советское общество 30-х годов этим представлениям о социализме? 5. Почему авторы учебника в заголовке параграфа берут слова «победившего социализма» в кавычки?
Cлайд 16
Домашнее задание 1. Прочитать дома в § 16. 2. Ответить на вопросы перед параграфом.
Cлайд 17
Антонов В.М., Данилов Д.Д., Давыдова С.М. Российская и Всеобщая история. 9 класс : Методические рекомендации для учителя. — М. : Баласс, 2010. — 320 с. (Образовательная система «Школа 2100»). Использованные ресурсы