Обобщающий урок по теме «Русь с древнейших времен до конца XVI века» урок-игра по станциям «Счастливый случай» 6 класс Разработала: Колесник Ирина Дмитриевна учитель истории МОУ СОШ №10
Cлайд 2
Цель и задачи урока Цель: повышение стимула к дальнейшему изучению истории родной страны; привитие чувства гордости и уважения к многовековой истории России. Задачи: 1. обобщить знания учащихся по истории России с древнейших времен до конца XVI в.; 2. развивать умение учащихся работать с картами, историческими понятиями, текстами, иллюстрациями; 3. воспитывать любовь и уважение к истории родной страны.
Cлайд 3
Оборудование 1. таблички с названиями станций; 2. диплом для победителя; 3. путевые листы (по числу команд); 4. «Венгерские кроссворды»; 5. таблички с датами (приложение 1) и листок с ответами (приложение 2); 6. лист с заданием на станцию «Знакомые все лица» (приложение 3); 7. таблички с названиями городов (приложение 4) и листок с ответами для ведущего (приложение 5); 8. иллюстрации на станцию «Слово – не воробей…» (приложение 7) и листок с заданием для ведущего (приложение 6); 9. таблички для станции «Вооружи воина» (приложение 8) и иллюстрации (приложение 9); 10. лист для ведущего на финальный конкурс (приложение 10); 11. жетоны для финального конкурса и для жеребьевки команд.
Cлайд 4
Опережающее задание Подготовить «Венгерский кроссворд», в котором «спрятаны» слова, связанные с русской культурой IX- XVI вв.
Cлайд 5
Предварительная подготовка кабинета Для большего эстетизма и помощи учащимся, необходимо украсить кабинет иллюстрациями по истории Древнерусского государства и лозунгом (приложение 11), расставить столы по числу станций (6), из учащихся старших классов выбрать ведущих на станции и провести с ними необходимую подготовительную работу, проверить выполнение домашнего задания («Венгерский кроссворд») и отобрать лучшие для урока.
Cлайд 6
Ход урока План. Организационный момент. Слово учителя. Игра по станциям. Финал игры с командой победителей. Подведение итогов игры, награждение учащихся.
Cлайд 7
I Слово учителя и организационный момент Здравствуйте ребята! Мы с вами закончили знакомство с первой ступенькой истории нашей страны. Вы очень хорошо трудились и много узнали. Цель нашего урока: выявить истинного знатока древней истории нашей родины. Класс с помощью жеребьевки распределяется на 5 команд. Каждой команде выдается путевой листок с названием станций. Игра начинается.
Cлайд 8
II Игра по станциям 1 станция «Забытая старина» Задание: в клеточках «Венгерского кроссворда» найдите слова, связанные с культурой нашей страны. На этой станции используются кроссворды, выполненные ребятами дома. За каждое найденное слово – 1 балл. Максимальное время – 5 минут.
Cлайд 9
2 станция «Тупичок дат» Задание: назовите событие, которое скрывается за данной датой. Участники команд вытягивают карточки с датами и называют событие. Один правильный ответ – 1 балл. Максимальное время – 5 минут. См.: приложения 1, 2
Cлайд 10
3 станция «Знакомые все лица» Задание: угадайте, о ком идет речь. Ведущий станции читает описание исторической личности или событие из его жизни, участники игры должны быстро дать правильный ответ. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное время – 5 минут. См.: приложение 3
Cлайд 11
4 станция «Гардарики» Задание: перед вами названия городов. Определите по описанию, о каких городах идет речь? За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное время – 5 минут. См.: приложения 4, 5
Cлайд 12
5 станция «Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь» Задание: угадайте, какое крылатое выражение «спрятано» в рисунке. Объясните его значение и происхождение. За каждый правильный ответ – 3 балла. Максимальное время – 5 минут. См.: приложение 6, 7
Cлайд 13
6 станция « Вооружи воина» Задание: команда вытягивает жетон с надписью (русский воин, татарский воин, западноевропейский воин). Из предложенных изображений вооружения, необходимо выбрать те, которые подходят выпавшему воину. За каждый правильный вариант – 1 балл, за каждую ошибку – минус 1 балл. Максимальное время – 5 минут. См.: приложение 8, 9
Cлайд 14
III Финал «Счастливый случай» Команда, набравшая в игре по станциям большее количество баллов, выходит в финал. Среди членов команды победителей проводится викторина. Учащийся, ответивший правильно на большее количество вопросов, выигрывает и признается знатоком древней истории своей родины. См.: приложение 10
Cлайд 15
IV Заключительное слово учителя. Поздравление выигравшей команды. Знаток истории награждается дипломом. «Награждение» учащихся хорошими оценками.
Cлайд 16
Приложение 1 882 г. 988 г. 1097 г. 15 июля 1240 г. 5 апреля 1242 г.
Cлайд 17
Приложение 2 882 – образование Древнерусского государства. Начало правления Рюрика. 988 – Крещение Руси. 1097 – Съезд в Любече. 15 июля 1240 – Невская битва. 5 апреля 1242 г. – Ледовое побоище. Битва на Чудском озере.
Cлайд 18
Приложение 3 1. И сказал ему кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты едешь, - от него тебе и умереть!» (Олег Вещий) 2. Именно благодаря этому царю, мы теперь «смотрим» одновременно и на Запад и на Восток. (Иван III). 3. Согласно летописи – это последний собиратель русской земли. (Василий III) 4. Властелин огромного государства. Проиграл сражение своему вассалу, князю Дмитрию. Впоследствии он был убит генуэзцами, которые считали его виновным в гибели соотечественников. (Мамай)
Cлайд 19
Приложение 4 Киев Москва Новгород Козельск Сарай Рязань
Cлайд 20
Приложение 5 1. Во время нашествия монголов на Русь этот город первым принял на себя удар врага. Жители города были перебиты, а город сожжен. Впоследствии город был построен на другом месте. (Рязань) 2. Археологические раскопки, проведенные в этом городе в середине 50-х гг. XX в., сообщают, что мостовые были мощены дубом, там имелся первый в Европе водопровод, по которому бежала чистая ключевая вода. Дома были сплошь из дерева. (Новгород) 3. «Матерью городов русских» называли его современники. (Киев)
Cлайд 21
Приложение 6 1. Тютелька в тютельку – совершенно точно, точь-в-точь. В старославянском языке «тютелька» - это удар, попадание. При точном попадании топора мастера в одно и то же место говорили: «он попал тютелька в тютельку». 2. Не все коту масленица – в жизни бывают не только удовольствия. Масленица – старинный русский праздник, посвященный проводам зимы и встрече весны. На масленицу пекут блины - символ солнца. Их подают с молоком, сливками, сметаной – лакомствами кошек. Сразу после масленицы наступает Великий пост, во время которого следует воздержаться от жирной пищи и развлечений.
Cлайд 22
Приложение 7
Cлайд 23
Приложение 8 Русский воин Татарский воин Западноевропейский воин
Cлайд 24
Приложение 9
Cлайд 25
Приложение 10 1. Древнерусский город XIV – XVI вв., от названия которого пошло прозвище основателя Троице-Сергиева монастыря. (Радонеж) 2. Высшее должностное лицо в Ливонском ордене. (магистр) 3. Боярин, усадьба которого стояла на месте нынешней Москвы. (Кучка) 4. Древнерусский город, где в 1097 г. состоялся княжеский съезд, осудивший усобицу. (Любеч) 5. Живописное изображение бога, святого или святых. (икона)