Работа учащегося 3 курса ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 12» Земляникина Максима Владимировича г. Псков 2008-2009 гг. Руководитель преподаватель Антипова Марина Алексеевна
Cлайд 2
План Введение Немного истории Конструктор танка – 34 Кошкин М. И. Тактико-техническая характеристика танка Т – 34 и «Пантера» Боевое применение Другие советские танки (краткий обзор) Заключение
Cлайд 3
Наш город Псков находится на берегу реки Великой в Северо-Западном регионе нашей страны. Однажды прогуливаясь по городу, я обратил внимание на памятник, который находится недалеко от одного из мостов через нашу реку. Это была легендарная тридцатьчетвёрка.
Cлайд 4
Место, где находится памятник связанно с началом форсирования р. Великой бойцами 372-го полка 128-й стрелковой дивизии 3-го Прибалтийского фронта в 1944 г. Боевой танк Т-34 символизирует воинскую славу танкистов - участников освобождения Пскова. Направление ствола танка показывает движение советских войск на запад. 23 июля 1974 г. боевая машина заняла нынешнее место у моста имени 50-летия Октября. Это памятник воинам-освободителям.
Cлайд 5
Что же мы знаем об этих славных боевых машинах тех далёких лет? Кто были их противниками? Почему Т-34 считается одним из самых лучших танков Второй Мировой войны? Это лишь немногие из вопросов, на которые мне захотелось попытаться найти ответ…
Cлайд 6
T-34 -советский средний танк периода Великой Отечественной войны, выпускавшийся с 1940 года. Т-34 был самым массовым советским танком периода войны, основой советских танковых войск с 1942 года. Танк Т-34 с 76-мм пушкой находился в производстве с 1940 по 1944 год. Благодаря своим боевым качествам Т-34 был признан рядом специалистов лучшим средним танком Второй мировой войны. В ходе серийного производства танк непрерывно совершенствовался, что позволило его модификациям находиться в серийном производстве в течение всей войны и в послевоенные годы. Танк Т-34 является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны. До настоящего времени дошло большое количество танков Т-34 различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов. Разработан в КБ завода № 183 (г.Харьков). Принят на вооружение Красной Армии постановлением КО при СНК СССР № 443сс от 19 декабря 1939 года. Серийно выпускался заводами № 183 ХПЗ (г.Харьков), № 183 УВЗ (г.Нижний Тагил, в октябре 1941 года - завод №183 ХПЗ Тагил с сохранением прежнего номера), СТЗ (г.Сталинград), № 112 (г.Горький), УЗТМ (г.Свердловск), ЧКЗ (г.Челябинск) и №174 (г.Омск). С 1940 по 1944 год изготовлено 33 805 единиц.
Cлайд 7
В создание среднего танка Т-34 вложили свой труд, знания и опыт многие сотни людей. Однако первым среди них является Главный конструктор этого танка — Михаил Ильич Кошкин. Его биография характерна для многих советских конструкторов боевой техники и вооружения тех лет. Родился Михаил Кошкин в Вятской губернии 5 декабря 1898 года. В 11 лет Михаил пошел работать учеником на кондитерскую фабрику. В сентябре 1917-го Кошкина призывают в армию, а в 1918-м он добровольцем вступает в ряды Красной Армии. После окончания института в 1934 году Кошкин вместе с группой дипломников пришел работать в ОКМО завода №185, который выпускал тогда в год до двадцати опытных конструкций бронетехники. Он принимает участие в разработке среднего танка с противопульным бронированием Т-29-5 . 4 мая 1938 года в Москве состоялось расширенное заседание Комитета обороны. На Комитете было поручено разработать конструкцию машины с использованием только гусеничного движителя, вооруженной 76-мм пушкой и с толщиной брони, увеличенной до 30 мм. Этим занялся Кошкин. После изготовления опытных образцов и проведения сравнительных испытаний предполагалось принять окончательное решение в пользу одного из них. Так появился Т-34. Т-29-5
Cлайд 8
БОЕВАЯ МАССА: 30,9 т ЭКИПАЖ: 4 чел ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: : длина — 6620, ширина — 3000, высота — 2520, клиренс — 400 ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Ф-34 обр.1940 г. калибра 76 мм, 2 пулемета ДТ обр.1929 г. калибра 7,62 мм БОЕКОМПЛЕКТ: 100 выстрелов, 3150 патронов ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел ТМФД-7, перископический панорамный прицел ПТ-4-7 БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, борт, корма корпуса — 45, крыша и днище— 15...20, башня — 45 (катаная), 52 (литая) ДВИГАТЕЛЬ: В-2, 12-цилиндровый, дизельный, четырехтактный, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность 400 л.с. (294,5 кВт) при 1700 об/мин, рабочий объем 38 880 куб. см ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы, бортовые передачи ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять опорных катков на борт, ведущее колесо заднего расположения (зацепление гребневое), направляющее колесо; подвеска индивидуальная пружинная; в каждой гусенице 72 трака шириной 500 мм, шаг трака 172 мм СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 55 ЗАПАС ХОДА, км: 300 ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. — 30, ширина рва, м — 2,5, высота стенки, м — 0,73, глубина брода, м — 1,3 СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 9Р, переговорное устройство ТПУ-3
Cлайд 9
Чертёж Т-34 1940г.
Cлайд 10
Чертёж Т-34 1942 г.
Cлайд 11
Броневой корпус Т-34 — сварной, собиравшийся из катаных плит и листов гомогенной стали марки М3-2 (И8-С), толщиной 13, 16, 40 и 45 мм, после сборки подвергавшихся поверхностной закалке. Броневая защита танка противоснарядная, дифференцированная, выполненная с рациональными углами наклона. Лобовая часть состояла из сходящихся клином броневых плит толщиной 45 мм. Борта корпуса в нижней своей части располагались вертикально и имели толщину в 45 мм. Крыша танка в районе моторно-трансмиссионного отделения собиралась из 16-мм броневых листов, а в районе подбашенной коробки имела толщину в 20 мм. Днище танка имело толщину 13 мм под моторно-трансмиссионным отделением и 16 мм в лобовой части, также небольшой участок кормовой оконечности днища состоял из 40-мм бронеплиты. Башня Т-34 - двухместная, близкой к шестигранной в плане формы, с кормовой нишей. На Т-34 первых выпусков устанавливалась сварная башня из катаных плит и листов. Стенки башни выполнялись из 45-мм броневых плит, лоб башни представлял собой 45-мм, изогнутую в форме половины цилиндра, плиту с вырезами под установку орудия, пулемёта и прицела, крыша башни состояла из 15-мм броневого листа, изогнутого под углом от 0° до 6° к горизонтали, нище кормовой ниши — горизонтальный 13-мм бронелист. Основным вооружением Т-34 ранних выпусков (1940 — начала 1941 года) являлась 76-мм пушка образца 1938/39 годов. Длина ствола орудия — 30,5 калибров / 2324 мм, начальная скорость бронебойного снаряда — 612 м/с. Орудие устанавливалось на цапфах в лобовой части башни, в спаренной с пулемётом установке. Вертикальная наводка осуществлялась при помощи винтового механизма, горизонтальная наводка — исключительно поворотом башни. Для наведения на цель, на танках с пушкой использовались телескопический прицел ТОД-6 и перископический панорамный прицел ПТ-6. Вспомогательное вооружение танка составляли два 7,62-мм пулемёта.
Cлайд 12
Катализатором создания этой непредусмотренной в системе танкового вооружения Вермахта боевой машины стал советский средний танк Т-34. С советской машины была полностью скопирована компоновка с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения и ведущих колес. Корпус танка собирался из катаных поверхностно закалённых броневых плит средней и низкой твёрдости, соединённых «в шип» и сваренных двойным швом. Верхняя лобовая часть была толщиной 80 мм, а нижняя лобовая часть была толщиной 60 мм. Верхние бортовые листы корпуса толщиной 40 мм были наклонены , а нижние устанавливались вертикально и имели толщину 40 мм. В крыше корпуса над отделением управления имелись люки-лазы для механика-водителя и стрелка-радиста. Кормовая часть корпуса танка разделялась броневыми перегородками на 3 отсека Башня «Пантеры» представляла собой сварную конструкцию из катаных броневых листов. Толщина бортовых и кормовых листов башни 45 мм. Толщина крыши башни составляла 30 мм. Основным вооружением танка являлась 75-мм танковая пушка. Стрельба из орудия была возможна только снарядами с электрозапальной втулкой. Башня была оборудована устройством продувки канала орудия после выстрела. С пушкой был спарен 7,92-мм пулемёт MG34, второй (курсовой) пулемёт размещался в лобовом листе корпуса.
T-34 майора Лукина, подбитый у села Трояново. Т-34 с дополнительным бронированием, установленным на заводе №29, выдвигаются к фронту. Ленинградский фронт. 1942. Поврежденный танк Т-34. Зима 1942-43. На марше
Cлайд 15
Трактор вытаскивает застрявший Т-34. Это танк одной из танковых частей 50-й армии, летом 1942-го года ведшей бои с немецкой группой армий Центр. Сухиничи, район Калуги. БРЭМ лейтенанта Щукина (слева) готовится буксировать поврежденную тридцатьчетверку на стационарный эвакопункт. Июль 1943. БРЭМ, переделанная из обычного Т-34, тащит на буксире поврежденный танк, обращенный ко врагу лобовой броней. Курск. Июль 1943.
Cлайд 16
Немецкий Танк «Пантера»
Cлайд 17
Этот танк выпускался на заводе №174 им. К.Е.Ворошилова с 1930 года. Первые серийные Т-26 были двухбашенными и по конструкции практически не отличались от английских прототипов. Первые машины попали в части осенью 1931 года и участвовали в параде на Красной Площади 7 ноября. Вооружение танка составляли или два пулемета ДТ или 37-мм пушка и один ДТ. В 1933 году начался выпуск однобашенного варианта танка Т-26, оснащенного цилиндрической башней большого диаметра, в которой разместилась 45-мм пушка со спаренным пулеметом ДТ. Это была самая массовая модификация танка, всего советская промышленность дала более 5000 таких машин.
Cлайд 18
Танк КВ Утверждение и разрешение на постройку танка было утверждено решением Комитета Обороны спи СНК СССР за №45сс от 27 февраля 1939 г. К проектированию нового танка, названого КВ (Клим Ворошилов), Кировский завод приступил 1 февраля 1939 года. КВ был вооружен 75 мм пушкой. В конце 1940 на танк стали ставить пушку Ф-32. На КВ стояли дизельные двигатели В-2К жидкостного охлаждения, мощностью 600 л.с., который незначительно отличался от двигателя В-2, использующихся на Т-34. Весной 1941 года под влиянием пропагандистских немецких фильмов, было принято решение оснастить танк КВ дополнительной навесной броней. Так появился танк, который в отечественной послевоенной литературе стали обозначать как КВ-1э - экранированный.
Cлайд 19
Танк ИС-1 Танк ИС-2 Их различие заключалось в вооружении: на ИС-1 стояла 76-мм пушка, на ИС-2 - 122-мм пушка-гаубица. Первые опытные образцы танков ИС имели пятикатковую ходовую часть, выполненную по типу ходовой части танка КВ-13, от которого также были заимствованы очертания корпуса и общая компоновка машины. Первый вариант тяжелого танка ИС-1 с 85-мм пушкой Д-5Т (ИС-85 или "Объект 237") был разработан летом 1943 года на Челябинском Кировском заводе под руководством ведущего конструктора Н.Ф. Шашмурина.. В танке устанавливались три 7,62-мм пулемета ДТ, из них два в башне и один курсовой - в корпусе. Почти одновременно с ИС - 1началось производство более мощно вооруженной модели ИС-2 с пушкой диаметром 122 мм. В октябре 1943 года под руководством Н. Ф. Шашмурина была осуществлена проработка варианта танка ИС с более мощной танковой пушкой Д-25 калибра 122мм. После успешного завершения государственных испытаний танк был отправлен на испытательный полигон под Москвой, где из его пушки с расстояния 1500 м произведен обстрел немецкого танка Рz. Крfv. V "Пантера". Первый же снаряд пробил лобовую броню "Пантеры" и, не утратив своей энергии, прошил все внутренности, ударил в кормовой лист корпуса, оторвал его и отбросил на несколько метров. Под маркой ИС-2 в октябре 1943 года танк был принят в серийное производство, которое было развернуто в начале 1944 года.
Cлайд 20
Заключение Памятники ставят для того, чтобы люди помнили о событиях далёких времен, о людях, которые были участниками этих событий. Мы победили во 2 Мировой войне потому, что весь народ встал на защиту Родины , потому, что у нас были лучшие солдаты и лучшее оружие. И памятник нашей тридцатьчетвёрке – лучшее свидетельство тому…
Cлайд 21
Литература: Барятинский М., Ферингер А. Легендарная Тридцатьчетвёрка//Моделист-конструктор. №5. 1988. Коломиец М. Используя трофейную технику//Танкомастер. №4. 2002. Т – 34 глазами зарубежных специалистов//Наука и жизнь. №4. 1968. Шмелёв И. Танк Т-34//Техника и вооружение. №11-12. 1998. Александров А. И. Танки Великой Отечественной войны. 1998. Свиридов Н. М. Немецкие танки 1941 – 1945 годов. 2000. www.battlefield.ru