Школьная информатика – самая молодая из всех школьных дисциплин и, пожалуй, самая проблемная. Одной из проблем является недостаточная разработанность методик преподавания информатики.
Cлайд 2
Задачи, решаемые при изучении информатики, относятся и к другим предметным областям знаний – физике, математике, астрономии и т.д., в силу чего изучение информатики имеет межпредметный характер. Физика, химия, математика, биология и др.
Cлайд 3
Высокие темпы развития информатики приводят к тому, что учителю постоянно приходится использовать материалы компьютерной периодики, ресурсы Интернет
Cлайд 4
Систематическая работа учащихся на ПК является основой практического усвоения учебного материала. Особое значение приобретает самостоятельная работа учащихся, так как значительную часть времени они проводят в индивидуальной работе с ПК.
Cлайд 5
Персональный компьютер используется как объект изучения: формируются базовые знания и умения работы с ПК (устройства, операционная система, методы поиска информации). В то же время компьютер является средством обучения и инструментом для решения задач. В силу различия материального и культурного уровня семей школьники имеют разную возможность в использовании компьютера для выполнения домашних заданий, для удовлетворения своих интересов, и это надо учитывать при организации учебного процесса.
Cлайд 6
Работа за компьютером не может превышать 10-30 минут (в зависимости от возраста учащихся).
Cлайд 7
Как правило, количество компьютерной техники недостаточно, вследствие чего необходима организация совместной работы малых групп (2-3 учащихся на один компьютер)
Cлайд 8
Использование компьютера как средства и инструмента обучения требует не только учета санитарно-гигиенических норм и ограничений, но и сочетания различных методов обучения.
Cлайд 9
Знания и умения по информатике, как и по любому школьному предмету, учащийся приобретает не только на уроках, но особо это ощутимо именно в школьной информатике. Поэтому на первый план выходит проблема обучения информатике в условиях разного уровня знаний и умений учащихся по информатике
Cлайд 10
Недостаточное количество часов для организации полноценного контроля и накопляемости оценок, вследствие чего необходимо использовать тесты, письменные работы, индивидуальные задания (доклады, рефераты и т.д.)
Cлайд 11
В отличие от других предметов, процесс изучения информатики характеризуется выражением взаимосвязи различных подсистем: учитель-ученик; ученик - ПК- учебная книга, учитель-ученик-ПК. учитель-ученик учитель-ученик-ПК. ученик - ПК- учебная книга
Cлайд 12
На уроках информатики имеется возможность создания такой организации обучения и контроля знаний, при которой наиболее успешно работающие учащиеся начинают выполнять роль помощников учителя.
Cлайд 13
В целом на уроки информатики школьники любых классов идут с удовольствием, и связано это с тем, что компьютер сам по себе является стимулом к изучению предмета. Но проникновение компьютеров во многие сферы человеческой деятельности со временем притупляют этот интерес.
Cлайд 14
Cлайд 15
1.Обучающая цель, формирование у учащихся новых понятий и способов действия, системы научных знаний и т.д.: Обеспечить усвоение учащимися закона, свойства, особенностей; Обобщить и конкретизировать знания о...; Отработать навыки...; Устранить проблемы в знаниях; Добиться усвоения учащимися каких-то понятий, вопросов.
Cлайд 16
2.Воспитательные цели заключается в формировании у учащихся определенных черт личности и черт характера, прежде всего нравственные качества человека: готовность к труду, защите Отечества и т.д. Воспитание патриотизма; Воспитание интернационализма; Воспитание гуманизма; Воспитание добросовестного отношения к труду; Воспитание мотивов учения положительного отношения к знаниям; Воспитание дисциплинированности; Воспитание эстетических качеств.
Cлайд 17
З.Развивающие цели развитие на уроке психологические качества уч-ся интеллекта, мышления, познавательных, общетрудовых и политехнических умений, воли и самостоятельности: а) Развитие мышления: Аналитического мышления (формировать умения, существенные признаки и свойства); Синтезирующие мышление (умение устанавливать единые и общие признаки, свойства целого, составлять план изученного материала); Аналитикосинтезирующие мышление (умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы); Абстрактное мышление (умение выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки; Развитие умения применять знания на практике; б) Развитие познавательных умений: Формирование умения выделять главное; Составлять план, тезисы; Вести конспект; Наблюдать, делать опыты; Умение проводить частично-поисковую познавательную деятельность; Постановка проблемы, выдвижение гипотезы ее решения.
Cлайд 18
в) Развитие общетрудовых и политехнических умений: Коммуникативно-технических умений; Нешаблонно, творчески подходить к решению разнообразных задач; Операционно-контрольных умений пользоваться приборами и инструментами; Умение планировать, оценивать результаты выполненных действий; Регулировать и контролировать свои действия. г) Развитие умения учебного труда: Работать в должном темпе (читать, писать, считать, конспектировать) Развитие приемов наблюдения (цель наблюдения и его последовательность, составление наблюдения объекта) д) Развитие воли и самостоятельности: Развитие инициативы уверенности в своих силах; Развитие настойчивости; Умение преодолевать трудности при достижении поставленной цели; Развитие умения владеть собой, выдержка, самообладания; • Развитие умения действовать самостоятельно.
Cлайд 19
Урок изучения нового материала (вводные, вступительные, наблюдение и сбор материала или информации); Уроки совершенствования ЗУН (формирование умений и навыков целевого использования усвоенного материала); Уроки обобщения и систематизации ЗУН; Комбинированные уроки; Контрольные уроки учета и оценки знаний и умений.
Cлайд 20
Лекция; Урок экскурсия; Беседа; Урок семинар; Киноурок; Урок практических работ; Урок теоретических или практических или самостоятельных работ Дидактическая игра; Анализ ситуаций; Урок самостоятельных работ – типа -устных или письменных упражнений; Устный опрос; репродуктивного типа Письменный опрос; Контрольная работа;
Cлайд 21
монологический метод - учитель сообщает готовые выводы, факты, правила, дает образец, дает задание, учащиеся наблюдают ситуацию, запоминают, делают по образцу; диалогический метод - в форме беседы; проблемные ситуации, гипотеза, и доказательство её сущности новых понятий дается учителем; эвристический метод - в форме эвристической беседы. Постановка проблемы и деление ее на подпроблемы и организация поисковой деятельности; исследовательский метод - преподаватель организует самостоятельную работу учащихся давая им проблемные познавательные знания имеющие практический характер - самый высокий уровень; алгоритмический метод - инструктирование учащихся. Лабораторные работы, кружки; программированный метод - подготовка учебного материала путем пошаговой разбивки его в форме тестирования.
Cлайд 22
Актуализация прежних знаний учащихся - сделать знания актуальными нужными в данный момент, освежить прежние знания и способ действия в памяти. Актуализация -означает и психологическую подготовку возбуждение интереса к теме, оценку степени готовности к восприятию нового материала. Актуализация более широкое понятие, чем опрос, в нее входит и контроль учителя за состоянием ЗУН. Видами деятельности могут быть: решение задач, выполнение упражнений, самостоятельная работа, взаимопроверка и т.д. Формирование новых понятий и способов действия - включает деятельность преподавателя по объяснению нового материала или организация деятельности учащихся по самостоятельному раскрытию сущности новых понятий. Способы: лекция, беседа, рассказ, демонстрационные опыты, работа с книгой. Формирование умения и навыков - отработка навыков применения знаний путем многократного повторения тех или иных действий. Способы: выполнение упражнений, задач, анализ и т.д. Подведение итогов урока - задание домашней работы.