Организация исследовательской деятельности инструментами ТРИЗ-педагогики

Презентация на тему Организация исследовательской деятельности инструментами ТРИЗ-педагогики

Организация исследовательской деятельности с использованием инструментов ТРИЗ... Организация исследовательской деятельности с использованием инструментов ТРИЗ-педагогики
Цель работы: определение педагогических условий использования инструментов ТР... Цель работы: определение педагогических условий использования инструментов ТРИЗ-педагогики как средства организации исследовательской деятельности старших школьников в образовательном процессе Задачи исследования: Дать характеристику исследовательской деятельности старших школьников в образовательном процессе Определить особенности использования инструментов ТРИЗ-педагогики в образовательном процессе старших школьников Обосновать эффективность использования инструментария ТРИЗ в учебно-исследовательской деятельности обучающихся Экспериментально проверить эффективность выделенных условий организации исследовательской деятельности старших школьников
Принципы ТРИЗ-педагогики: Принцип свободного выбора  Принцип открытости Принц... Принципы ТРИЗ-педагогики: Принцип свободного выбора  Принцип открытости Принцип деятельности Принцип обратной связи Принцип идеальности (высокого КПД)
ТРИЗ включает в себя: механизмы преобразования проблемы, позволяющие планомер... ТРИЗ включает в себя: механизмы преобразования проблемы, позволяющие планомерно строить образ решения («сужение поля поиска без потери качества») обширный информационный фонд (концентрированный опыт и знания необходимые для решения проблемы) механизмы снятия психологической инерции препятствующей нахождению оригинальных решений
Методы и приемы ТРИЗ Системный анализ Принцип маленьких человечков «Да – нетк... Методы и приемы ТРИЗ Системный анализ Принцип маленьких человечков «Да – нетка» Принцип посредника «Хорощо-плохо» АРИЗ Принцип «матрешка» Принцип универсальности Вепольный анализ Принцип сделай наоборот и другие
Задача: В одной химической лаборатории обнаружили странное явление: некая хим... Задача: В одной химической лаборатории обнаружили странное явление: некая химическая реакция проходила только в том случае, если ее проводил один из сотрудников. Реакция шла в закрытой колбе. Дело осложнялось еще и тем, что если в лаборатории находился кто-нибудь еще, кроме него, реакция тоже не получалась. Требуется объяснить это явление Шаг 1. Записать условие задачи. Система для проведения химической реакции включает вещество в закрытой колбе, химика и других специалистов. Необходимо обеспечить, чтобы реакция проходила когда химик один, и не происходила в присутствии других людей Шаг 2. Перечислить имеющиеся ресурсы. Ресурсы: химические вещества, способные в принципе оказывать каталитическое действие; поля: механическое, тепловое, электрическое Шаг 3. Поиск известных решений. С помощью чего можно активизировать или подавить химическую реакцию? Это можно сделать с помощью веществ-катализаторов (ингибиторов) и полей
Шаг 4. Поиск необходимых эффектов. В нашем случае химические эффекты с исполь... Шаг 4. Поиск необходимых эффектов. В нашем случае химические эффекты с использованием катализаторов (ингибиторов) не годятся, так как реакция проходила в закрытой колбе. Возможно это связано с воздействием полей: механических, акустических.. Шаг 5. Поиск новых решений. Исходная вепольная модель: В1 – вещество; В2 – химик. Получается неполный веполь, который нужно достроить по стандарту , т. е. ввести недостающее поле П. Это поле должно быть получено из ресурсов и связано с конкретным человеком – химиком. После анализа выпадают все поля, кроме звукового
Шаг 6. Формулировка гипотез Гипотеза 1 – наличие посторонних людей создает зв... Шаг 6. Формулировка гипотез Гипотеза 1 – наличие посторонних людей создает звуки, нарушающие ход реакции Гипотеза 2 – отсутствие других людей позволяет химику создавать звуки, активирующие реакцию Решение: Первая гипотеза не подтверждается, поскольку только у «нашего» химика реакция протекает, а следовательно именно он издает звуки. Химик любил петь, обладал мощным басом, но стеснялся своих коллег, поэтому пел, только тогда, когда оставался один в лаборатории
от задачи переходим к модели задачи используем инструмент ТРИЗ – вепольный ан... от задачи переходим к модели задачи используем инструмент ТРИЗ – вепольный анализ Задача Модель задачи Х Задача Модель задачи
элемент Х – это некоторая ситуация развитие креативности Именно переход от си... элемент Х – это некоторая ситуация развитие креативности Именно переход от ситуации к задаче должен помочь развивать креативность Ситуация Задача Модель задачи
Диаграмма 1 Диаграмма 1
Диаграмма 2 Диаграмма 2
Диаграмма 3-4 Диаграмма 3-4
Диаграмма 5-6 Диаграмма 5-6
Диаграмма 7 Диаграмма 7
К достоинствам ТРИЗ-педагогики можно отнести: повышение вероятности решения т... К достоинствам ТРИЗ-педагогики можно отнести: повышение вероятности решения творческих задач учащимися благодаря использованию системы алгоритмов, методов и приемов гуманистический характер обучения, направленность на решение актуальных и полезных для окружающих проблем снятие психологического барьера боязни перед проблемами, восприятие их не как непреодолимых препятствий, а как очередной задачи, которую надо решить