Фосфор как элемент и вещество

Презентация на тему Фосфор как элемент и вещество

Мотайло М.В. учитель химии и биологии МОУ «Головчинская СОШ с УИОП» Белгородс... Мотайло М.В. учитель химии и биологии МОУ «Головчинская СОШ с УИОП» Белгородская область «Фосфор как элемент и вещество» урок химии 9 класс
Цели урока: организовать деятельность учащихся по изучению особенностей строе... Цели урока: организовать деятельность учащихся по изучению особенностей строения атома фосфора на основании его положения в ПСХЭ Д.Менделеева выяснить аллотропные возможности фосфора изучить химические свойства фосфора как простого вещества на основе его строения развивать познавательную самостоятельность учащихся при работе с учебником, дополнительной литературой, сайтами Интернета формировать умения составления химических уравнений на основе химического эксперимента, навыки решения расчетных задач воспитывать ответственность за конечный результат работы.
Мотивационно-ориентационный этап. Академик А.Е.Ферсман назвал этот элемент « ... Мотивационно-ориентационный этап. Академик А.Е.Ферсман назвал этот элемент « элементом мысли и жизни», без него невозможно существование на Земле живого, в теле человека его примерно 0,8 кг. Он - основа нервных, мышечных, мозговых и костных тканей. Является жителем V-A подгруппы периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. О каком элементе идет речь?
Какие сведения о фосфоре вам были известны до сегодняшнего урока? ФОСФОР Какие сведения о фосфоре вам были известны до сегодняшнего урока? ФОСФОР
История открытия фосфора 1669 г- Х.Бранд-первооткрыватель фосфора 1682г- Р.Бо... История открытия фосфора 1669 г- Х.Бранд-первооткрыватель фосфора 1682г- Р.Бойль в химической лаборатории при работе с фосфором.
Фосфор как элемент Фосфор как элемент
Фосфор как простое вещество. Аллотропные возможности фосфора Р Красный Белый ... Фосфор как простое вещество. Аллотропные возможности фосфора Р Красный Белый Черный
Аллотропия фосфора Фосфор белый Имеет молекулярную кристаллическую решетку ку... Аллотропия фосфора Фосфор белый Имеет молекулярную кристаллическую решетку кубического типа, состоящую из молекул Р4, которые могут свободно вращаться, связаны очень непрочными связями и имеют форму тетраэдра. На холоду хрупок, мягкий при темп. выше 15 градусов Цельсия, с характерным запахом. Очень ядовит. Не растворяется в воде, но хорошо растворяется в сероуглероде. Светится в темноте. В порошке самовоспламеняется. При темп. 34оС. Поэтому его хранят под водой. Фосфор красный Имеет аморфное строение или атомную кристаллическую решетку, полимерное строение: тетраэдры Р4 связаны в бесконечные цепи. Несколько отличен «фиолетовый фосфор», состоящий из группировок Р8 и Р9, уложенных в длинные трубчатые структуры с пятиугольным сечением. Порошок красно-бурого цвета ,не ядовит. Не растворяется ни в воде, ни в сероуглероде. Не светится в темноте. Загорается лишь при поджигании, а самовоспламеняется при темп. более 200оС Фосфор чёрный Кристаллическая форма. Построен из объёмных шестиугольников с атомами фосфора в вершинах, связанных друг с другом в слои (напоминает графит) Наименее активная форма. Внешне похож на графит. При нагревании без доступа воздуха переходит в пар, из которого конденсируется белый фосфор
Прокомментируйте отрывок из романа А.Конан-Дойля « Собака Баскервилей». Попыт... Прокомментируйте отрывок из романа А.Конан-Дойля « Собака Баскервилей». Попытайте определить, где правда, а где вымысел автора? «...Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь .Ее огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, подняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. - Фосфор, – сказал я».
Химические свойства фосфора. ( Работа с учебником стр.160 и дополнительной ли... Химические свойства фосфора. ( Работа с учебником стр.160 и дополнительной литературой) Фосфор как окислитель Фосфор как восстановитель 2P0 + 3Mg Mg3P2-3 3Li + P Li3P-3 4P + 3NaOH + 3H2O PH3 + 3NaH2PO2 4P0 + 5O2 –t 2P2+5O5   2P + 3Cl2 2PCl3 2P + 5Cl2 2PCl5 2P + 5S –t P2S5  3P0 + 5HN+5O3 + 2H2O 3H3P+5O4 + 5N+2O
« Сжигание красного фосфора и исследование продуктов его сгорания» « Сжигание красного фосфора и исследование продуктов его сгорания»
Видеоролик «Сгорание фосфора в хлоре» 2 Р + 3Cl2 ( нед) →2 PCI3 2 Р + 5Cl2 ( ... Видеоролик «Сгорание фосфора в хлоре» 2 Р + 3Cl2 ( нед) →2 PCI3 2 Р + 5Cl2 ( изб) → 2PCI5
Применение фосфора Применение фосфора
Первичное закрепление полученных знаний. Учащиеся выбирают для закрепления ма... Первичное закрепление полученных знаний. Учащиеся выбирают для закрепления материала задания разных уровней сложности: 1 уровень: упр. №1 стр. 163 учебника ( О.С.Габриелян, «Химия-9») 2 уровень:упр.№2 стр. 163 учебника 3 уровень: решение расчетной задачи №5 стр.163 учебника.
Домашнее задание: п.28 ( до стр.160- соединения фосфора), упр.№3,6 ( по выбор... Домашнее задание: п.28 ( до стр.160- соединения фосфора), упр.№3,6 ( по выбору учащихся); творческое задание: презентация темы « Биологическое значение фосфора».
Итоги урока. Рефлексивно- оценочный этап. Рефлексия « Телеграмма» ученика учи... Итоги урока. Рефлексивно- оценочный этап. Рефлексия « Телеграмма» ученика учителю о впечатлениях об уроке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ Учебник О.С.Габриеляна « Химия-... СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ Учебник О.С.Габриеляна « Химия- 9», изд.» Дрофа», 2007 год. Виртуальная лаборатория. Открытая химия. 8-11 класс. [Электронный носитель]. – М.: Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2002. Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8-9 класс. [Электронный носитель]. – М.: «Кирилл и Мефодий», 2002. http://www.alhimik.ru http://him.1september.ru.