Презентация урока по теме «Виды облаков и атмосферные осадки» Выполнил учитель географии РМОУ Сокурская СОШ : Сидорова Ю.В.
Cлайд 2
Задачи урока: 1. рассмотреть виды осадков. 2.Рассмотреть основные виды облаков. 3.Научиться строить диаграмму годового количества осадков.
Cлайд 3
Сейчас мы узнаем какую оболочку земли мы с вами будем изучать!!! В этом слове зашифровано название оболочки земли. АРЕФСОМТА.
Cлайд 4
В каких состояниях находится вода в атмосфере? Для того чтобы узнать какую оболочку Земли мы с вами сегодня будем изучать? Вам необходимо отгадать загадку. В жидком, твердом(атмосферные осадки) и газообразном(облака).
Cлайд 5
Да, сегодня на уроке мы будем говорить об атмосферных осадках, их видах, о причинах, влияющих на их количество, и как осадки измеряют. На уроке очень пригодятся ваши воспоминания о лете, осени, весне. А также нам будет помогать пейзаж из окна.
Cлайд 6
Давайте составим кластер. Что вы уже знаете об облаках и атмосферных осадках? Учащиеся делятся на 2 группы и составляют кластеры 1 группа записывает всё что знает об облаках. 2 группа записывает всё что знает об осадках.
Cлайд 7
Атмосферные осадки Дождь Град Гибель урожая
Cлайд 8
Облака Кучевые Пасмурная погода
Cлайд 9
Состав атмосферы. Атмосфера состоит из воздуха. Каков состав воздуха?
Cлайд 10
Откуда берется вода? Вода появляется из ручейка, Ручьи по пути собирает река, Река полноводно бежит на просторе, Пока, наконец, не вливается в море. Моря пополняют запас океана: Сгущается влага над ним как сметана, Она поднимается выше на небо Потом превратиться в облако где-то. А облака, пролетая над нами, Дождем проливаются, сыплют снегами. Снега превратятся весной в ручейки, Ручьи побегут до ближайшей реки… Все это в народе и зовут: КРУГОВОРОТОМ ВОДЫ.
Cлайд 11
Откуда взялась вода в атмосфере? (образовалась в результате испарения с поверхности земли и образует в воздухе водяной пар) Круговорот воды в природе начинается с испарения. Под воздействием солнечных лучей вода испаряется с поверхности земли, водоемов, растений. Пар поднимается вверх и, достигнув более холодных слоев атмосферы, на небе появляются облака.
Cлайд 12
Слайд (туман) Что вы видите на слайде? Каковы причины образования тумана? Взвешенные в воздухе мельчайшие капли воды, образовались в результате конденсации водяного пара при охлаждении воздуха или испарении над водоёмами и влажными участками суши.
Cлайд 13
А если поднять туман выше? Что тогда произойдёт?
Cлайд 14
Все вы видели облака, расскажите как они выглядят и чем отличаются друг от друга? Используя учебник на стр.123-124 давайте начнём заполнение таблицы( см. рабочий лист):
Cлайд 15
Кучевые облака. Ливневые осадки.
Cлайд 16
Слоистые облака. Моросящие осадки.
Cлайд 17
Перистые облака. Осадков не выпадает.
Cлайд 18
Пример заполнения таблицы «Сравнительная характеристика облаков». Виды облаков Внешний вид Высота образования В какой сезон года можно наблюдать Причина образования Виды осадков Кучевые 2-10 км с весны по осень При подъёме тёплого воздуха Слоистые Менее 2 км В течении всего года При контакте тёплого и холодного воздуха Перистые 10-12 км В течении всего года В верхних частях тропосферы при контакте тёплого и холодного воздуха
Cлайд 19
Ребята, скажите, из всех облаков выпадают осадки? Почему? Ребята, возьмите перышко которое лежит на вашем столе, представьте, что перышко это капля дождя, повторяйте за мной. Подуйте на пёрышко снизу. Пёрышко не падает. Почему? Какой возникает ответ? (Снизу конвективные потоки поднимают каплю вверх) А в каком случае капля – перо упадет на земную поверхность? (когда масса капли будет преодолевать поднимающиеся потоки воздуха)
Cлайд 20
А теперь давайте представим, что происходит внутри облака. Встаньте. Мы капельки воды в облаке. Что мы должны делать? (капли все время двигаются). (Они сталкиваются, сливаются, постепенно становятся больше и тяжелее)
Cлайд 21
Рассмотрите на странице 125, рисунок 80 и скажите, каких размеров должна быть капля, чтобы упасть. Диаметр капли
Cлайд 22
Виды осадков по сезонам года Осадки теплого времени года Осадки холодного времени года Виды осадков по высоте образования Близко к земной поверхности или на земле В верхних и средних слоях тропосферы Виды осадков дождь град снег иней изморозь роса снежная крупа морось
Cлайд 23
Это интересно: Один путешественник писал: “Мы двигались по открытой местности. Внезапно подул сильный ветер, и туча закрыла солнце. Мой спутник радостно закричал: “Наконец-то дождь !”, но проводник покачал головой. Вскоре мы услышали шум дождя. Он доносился сверху, но ни одна капля не упала на Землю. Все недоумевали. Где это могло произойти и почему?” (Такое наблюдается в пустыне. Земля сильно нагревается, а от Земли нагревается воздух, поэтому капли воды испаряются в расплавленном воздухе, не достигнув земли)
Cлайд 24
Работа с атласом Новосибирской области. Какие виды осадков преобладают в Новосибирской области? Равномерно ли распределяются осадки по всей территории?
Cлайд 25
Работа с климатической картой: - Как обозначаются осадки? В чем измеряются? - Где больше всего выпадает осадков.
Cлайд 26
- Как вы думаете, как будет называться прибор, с помощью которого измеряют количество осадков?
Cлайд 27
Правила анализа диаграмм годового количества осадков Количество осадков за месяц равно сумме осадков, выпавших за все дни месяца. -Скажите, как это вычисляют? - А как вычисляют количество осадков за год? -А сейчас мы научимся строить и анализировать диаграммы годового количества осадков. Для, этого, откройте страницу учебника 126, рисунок 81. Что можно узнать по диаграмме годового количества осадков?
Cлайд 28
Самостоятельное построение диаграммы годового количества осадков. - А теперь научимся сами составлять столбиковую диаграмму годового количества осадков, используя данные годового количества осадков в Мошковском районе за …год.. Работа в рабочем листе. -Скажите, что будем откладывать по вертикальной оси? -А по горизонтальной? -Откладываем в отрезке январь вверх такое расстояние, которое соответствовало бы количеству осадков за данный месяц. Чертим. Читаем диаграмму
Cлайд 29
Составление кластера «Что мы узнали об облаках и атмосферных осадках?»
Cлайд 30
Просто интересно!!!!! Так существует ли связь между видами облаков и осадками? Наблюдали ли вы такое явление: Идет дождь – теплый, летний. Вы выбегаете на улицу и начинаете прыгать и громко кричать: “Дождик, дождик лей-лей, никого не жалей”, и он на самом деле становится сильнее. Это происходит потому, что малейшие сотрясения воздуха вызывают образование из паров воды дождевых капель.
Cлайд 31
Домашнее задание. 1 у-нь: Параграф 41; 2 у-нь: нарисовать пейзаж с одним из видов облачности: безоблачно; незначительная облачность; средняя облачность; с просветами; сплошная; 3 у-нь: объяснить причины образования различной облачности