Образование почв и их разнообразие Автор: Булыгиной Л.Н. учитель географии г.Тольятти МОУ сш № 94
Cлайд 2
Цели и задачи: сформировать понятие «почва»; дать представление о почвообразовательных процессах, свойствах почвы; почвенный горизонт.
Cлайд 3
Аннотация Данная презентация поможет изучить тему «Почва».Фотографии, схемы помогут сформировать у учащихся целостное представление об образовании почв и их строении.
Cлайд 4
План урока: Почва и ее состав. Почвообразующие факторы. Механический состав почвы. Структура почвы. Строение почвы.
Cлайд 5
Что такое почва? Если бы поверхность нашей Земли не была бы покрыта почвой, человек не смог бы на ней существовать. Без почвы не было бы растительности, и человек и другие животные не смогли бы добыть себе пищу. Почва особое природное тело. Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой(органической) и мертвой (неорганической) природы. Почва состоит из твердой, жидкой, газообразной частей и живых организмов.
Cлайд 6
Твердая часть почвы - это минеральные и гумусовые вещества минеральная основа (50–60 % от общего объёма); органическое вещество (до 10 %)
Cлайд 7
Жидкая часть почвы - вода с растворенными в ней органическими и минеральными соединениями вода (25–35 %)
Cлайд 8
Газообразная часть(почвенный воздух) заполняют поры и пустоты в почве воздух (15–25 %)
Почвообразующие факторы Появление первых растений лишайники-пионеры
Cлайд 13
Почвообразующие факторы Деятельность растений
Cлайд 14
Почвообразующие факторы Деятельность организмов
Cлайд 15
Гумус — это органическая масса, получаемая из растений и останков животных.
Cлайд 16
Механический состав почвы. Почвы глинистые суглинистые песчаные супесчаное
Cлайд 17
Механический состав почвы. Песчаные почвы — легкие и легко оподзоленные. Они состоят из множества песчаных частичек с небольшим количеством примеси глины. В таких почвах вода быстро просачивается. Они бедны питательными веществами
Cлайд 18
Механический состав почвы. Супесчаные почвы содержат много песка. Эта земля более рыхлая, чем глинистая, поэтому ее легче обрабатывать. Она раньше оттаивает весной, проблем с воздушным питанием коней не возникает.
Cлайд 19
Механический состав почвы. Суглинистые почвы в состоянии накапливать воду и элементы питания. В зависимости от содержания песка бывают рыхлые, тучные и тяжелые.
Cлайд 20
Механический состав почвы. Глинистые почвы имеют тяжелую и плотную структуру. Они сырые и водонепроницаемые. В них корни с трудом находят себе дорогу и неглубоко проникают. При засухе почва становится твердой. Глинистая почва плодородна, но необходимо постоянно следить за ее структурой.
Cлайд 21
Структура почвы. Структурные Хорошо разрыхлены корнями растений и животными - землероями имеют комковатую структуру в порах таких почв имеется в достатке вода, воздух, поэтому они плодородны по механическому составу глинистые и суглинистые кислотность нейтральная
Cлайд 22
Структура почвы. Бесструктурные недостаточно разрыхлены состоят из мелких пылевых частиц впитывают воду, образуя вязкую массу, которая препятствует проникновению влаги и воздуха поэтому они не плодородны кислотность: песчаные почвы кислые (для занятия земледелием необходимо проводить известкование); супесчаные почвы щелочные (для занятия земледелием необходимо проводить гипсование).
Cлайд 23
Свойства почвы. плодородие - способность, почвы обеспечивать растения питательными веществами. структура.
Вопросы для повторения. 1.Что такое почва? 2. Назвать почвообразующие факторы? 3. Какие различают почвы по механическому составу? 4.Чем отличаются друг от друга песчаные и супесчаные почвы? 5. Чем отличаются друг от друга глинистые и суглинистые почвы? 6. Какими свойствами обладает почва? 7. Что такое плодородие почвы? 8. Что такое гумус?
http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&rpt=simage&text=%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B2%D1%8B&img_url=www.geoda.ru%2Fimages%2Flib113.jpg&p=0 деятельность организмов в образовании почвы. http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&rpt=simage&text=профиль почвы&img_url=greenfield.mit.edu%2FNR%2Frdonlyres%2FCivil-and-Environmental-Engineering%2F1-36