В России появилась традиция, каждый год Союз охраны птиц выбирает птицу года, в 2013 году был выбран Орлан-белохвост.
Cлайд 3
Проект «Птицы» Тип проекта: информационно-практический. Продолжительность проекта: 19 сентября –1 апреля. Участники проекта: дети 5-6 лет (9 группа), воспитатели, родители, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель ДОУ. Формы работы с детьми: НОД, наблюдения, игры, беседы, рассказывание, рассматривание, выставка рисунков и поделок, консультации для родителей, анкета для родителей, оформление мини-проектов. Заключительное мероприятие - праздник «День птиц». Организаторы проекта: Иванова Галина Александровна, Кондукторова Ольга Николаевна. Цель проекта: Формирование бережного отношения к птицам, развивать интерес к жизни птиц. Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами их значением, учить чётко произносить их. Задачи: 1. Изучение особенности жизни, внешнего вида и среды обитания птиц; 2. Воспитание бережного отношения к природе. 3. Расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию. 4. Приучать заботиться о птицах ближайшего окружения 5. Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц
Cлайд 4
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА Подготовительный этап: На протяжении всего проекта ведется подбор детской, педагогической литературы, энциклопедий, картин и иллюстраций, аудиозаписей «Голоса птиц», «звуков весны» и др., видеоматериалов, фотографий, дидактических игр, материалов для творческой деятельности детей по теме.
Cлайд 5
Сентябрь. Беседа о внешнем виде и образе жизни птиц. Цель: формировать у детей представление о птицах как о живых существах, живущих в разных средах (на земле, на воде), которые умеют летать в воздухе и имеющих типичное строение: две ноги, два крыла, клюв, перья. Беседа: «Особенности жизни водоплавающих птиц». Цель: формировать у детей представление о жизни водоплавающих птиц, их приспособленности к условиям обитания, воспитывать познавательный интерес. Продуктивная деятельность (Лепка): «Наш пруд».
Cлайд 6
Октябрь. Беседа о перелётных птицах. Цель: углублять представление детей о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли, отмирание вегетативных частей растений). Учить различать зимующих (ворона, галка, воробей, синица, снегирь, голубь) и перелетных (утка, грач, стриж, ласточка) птиц на основе установления связи между характером корма и возможности его добывания. Воспитывать желание заботится о птицах. Дидактическая игра: «Найди птиц перелетных и зимующих". Цель: закрепить умение у детей делить птиц на перелётных и зимующих. Наблюдение за городскими птицами (за вороной). Цель: расширять представление о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду, воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам. Чтение художественной литературы. Сказка М. Гаршина «Лягушка-путешественница». Беседа об уточках. Чтение художественной литературы. Рассказ Г. Снегирёва «Как звери и птицы к зиме готовятся». Изготовление с детьми кормушек из молочных пакетов и бутылок. Подвижная игра «Коршун и наседка».
Cлайд 7
Ноябрь. Наблюдение за зимующими птицами. Беседа о зимующих птицах. Подготовка «птичьих столовых". Совместная деятельность детей, родителей, педагогов. Цель: воспитывать бережное отношение и любовь ко всему живому, чувство необходимости помогать птицам в трудное для них время, развивать фантазию и творчество. Продуктивная деятельность. Лепка. «Пернатые, мохнатые чешуйчатые». Продуктивная деятельность. Аппликация «Ниточка за ниточкой». Беседы о пользе птиц в природе, о том , что хищные птицы—это «санитары» полей, лесов, степей.
Cлайд 8
Декабрь Беседа о своевременном наполнении кормушек для птиц. Продуктивная деятельность. Лепка. «Снегири и яблочки». Продуктивная деятельность. Рисование «Воробышек». Отгадывание загадок про птиц. Рассматривание энциклопедий. Продуктивная деятельность. Рисование «Павлин» (по мотивам дымковской росписи).
Cлайд 9
Январь Просмотр видеоматериалов о жизни птиц зимой. Наблюдение за синицей. Цель: формировать представления о зимующих птицах, о заботе человека о них, учить узнавать птицу по внешнему виду. Продуктивная деятельность. Рисование «Царевна-Лебедь». . Наблюдение на улице «Гнездо среди ветвей» Пословицы и поговорки о птицах. Заучивание стихотворений про птиц Рассматривание иллюстраций и раскрашивание яйца птиц.
Cлайд 10
Февраль Изготовление угощения для птиц: птичье печенье. Чтение художественной литературы «Как сорока клеста судила». Художественный труд «Кормушка для птиц». Продуктивная деятельность. Рисование экологических знаков. Продуктивная деятельность. Лепка «Синичка». Продуктивная деятельность. Аппликация «Птицы на ветках». Подвижная игра «Перелёт птиц» Консультация для родителей: «Цикл наблюдений за зимующими птицами». Чтение экологических сказок. Наблюдение за воробьём. Цель: продолжать закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о знакомой птице-воробье; обогащать словарный запас художественным словом о воробье, активизировать внимание и память.
Cлайд 11
Март Беседа: "О чем поют птицы весной". Цель: расширить представление о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении, развивать интерес к жизни птиц, воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам. Конструирование из бумаги «Голубь». Приметы с птицами. Беседа о домашних и экзотических птицах. Чтение художественной литературы. Рассказ В. Бианки «Лесные домишки». Отгадывание загадок про птиц. Рассматривание альбомов: «Всё о птицах» «Красная книга»
Cлайд 12
Cлайд 13
Апрель Праздник для детей, родителей и педагогов "День птиц». 1 апреля - Международный день птиц Цель: закрепить знания детей о птицах. воспитывать у детей чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них, познакомить детей с многообразием и жизнедеятельностью птиц; сформировать у детей стремление принимать активное участие в празднике, испытывать чувства радости, веселья, раскрывать творческие способности. Оформление зала: выставка рисунков, плакатов, поделок на тему: «Птицы». Предварительная работа: наблюдение за птицами, изготовление поделок, рисунков плакатов по теме; разучивание песен, стихов о птицах, отгадывание загадок, раскрашивание по теме. Защита совместных (детско-родительских) проектов на тему: «Птицы», знакомство с Красной книгой России. Оборудование и материалы: карточки с изображением птиц (четыре перелётные, две зимующие) – 2 экз., бумажные птички для подсчёта очков, 2 корзинки. Материал для постройки «дома для птиц», пирожки «овсяннички» («жаворонки») на большом подносе, музыка «голоса птиц», кружочки на одежду, 2 мольберта, цветные мелки, ободки для каждого ребёнка с изображением птиц. Участники: ведущий (воспитатель 9 группы), Весна (воспитатель 9 группы), дети-птицы, музыкальный работник.
Cлайд 14
Работа в рамках проекта получилась увлекательной, интересной, познавательной. Позволила расширить кругозор каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий В работе с родителями были учтены все пожелания. В реализации проектной деятельности дети научились: - видеть проблемы; - задавать вопросы; - давать определения понятиям; - классифицировать; - наблюдать; - делать выводы и умозаключения; - сочинять сказки, истории о птицах, и творчески их оформлять. Проблему дети решили путём совместной деятельности с родителями и воспитателями, путём простого наблюдения. Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.