Возможно ли создать электричество дома? МБОУ «СОШ №8» г. Новочебоксарск Учитель физики Фролова Мария Евгеньевна Урок-практикум по физики в 10 классе
Cлайд 2
Цель: Получить электричество в лабораторных условиях. Задачи: Рассмотреть разные способы получения статического заряда; Выяснить, как образуется самая обычная молния.
Cлайд 3
Проблемные вопросы Что нужно для получения разряда? Любит ли кошка электричество? Почему провода делают из металла?
Cлайд 4
Этапы исследования Подготовка. Определение темы и целей. Планирование. Определение источников информации, способов сбора и анализа, представления информации. Исследование. Сбор информации, решение промежуточных задач. Результаты и выводы. Анализ информации, формулирование выводов Представление. Защита полученных результатов и выводов.
Cлайд 5
Пляшущие человечки Можем устроить театр, в котором будут плясать наэлектризованные бумажные танцоры. Только расческа для этого театра слишком слаба. Возьмем кусок оконного стекла длиной 40 см и шириной 25 см. Хорошенько просушим это стекло у печки или батареи отопления. Оно должно быть совершенно сухим. Просушенное стекло положим между страницами двух толстых книг. Пусть лежит над столом на высоте примерно 3 см.
Cлайд 6
Из тонкой папиросной бумаги вырежем фигурки танцоров высотой 1,5—2,0 см. В ногу каждого танцора воткнем булавку, чтобы он не «взлетел» и не приклеился к стеклу. Положим эти фигурки на стол под стекло.
Cлайд 7
Как это сделать? Для того чтобы наэлектризовать стекло, натираем его покрепче шерстяной или лучше шелковой тряпкой. Она должна быть тоже совершенно сухая. Вскоре фигурки, притянутые электричеством, начнут привставать и под прыгивать. Они будут плясать все время, пока мы не устанем натирать стекло шелком."
Cлайд 8
Cлайд 9
Электрический кот Ты, наверное, слышал, что существуют на свете электрический угорь и электрический скат. Охотясь, они поражают свои жертвы электрическим разрядом. Ну, а электрический кот? Где водится это загадочное животное?
Cлайд 10
Оказывается, «электротехнические способности» есть у каждого самого обычного кота. Но не каждый годится для опытов. Кот нужен смирный, добродушный и чистый. Кот-неряха не подойдет: его шерсть плохо электризуется. Кстати сказать, и юные физики тоже не все годятся для этих опытов. Если ты не любишь кошек и кошки не любят тебя, кот не станет смирно сидеть у тебя на руках.
Cлайд 11
Cлайд 12
В сухой морозный день дай коту погреться у печки или батареи отопления, чтобы его шубка стала вполне сухой. Вымой руки, вытри их досуха и возьми кота левой рукой под грудку, как показано на рисунке. Правой рукой быстро гладь кота «по шерсти»: от головы к хвосту. Скоро ты почувствуешь в руках легкое покалывание и услышишь тихий треск. Если делать этот опыт в темноте, то, когда глаза привыкнут , ты увидишь, как шерсть кота вспыхивает маленькими искорками. Кота этот опыт не особенно беспокоит. Но все же его терпение может лопнуть в самый ответственный момент. И тогда вместо электрических искр в твою руку вонзятся острые когти!
Cлайд 13
Молния на столе Три стакана хорошо просушим над огнем или возле печки и поставим их на стол. Сверху на них положи металлический поднос или просто лист металла, тоже хорошо просушенный. Кусок плексигласа побольше (угольник, линейку) наэлектризуй сухой тряпкой и положим на поднос. Возьмем чайную ложку и потянемся ею к краю подноса. Щёлк! Что такое? Ложечка ведь и коснуться подноса еще не успела. Погасим свет и, когда глаза привыкнут к темноте, повторим этот опыт. Теперь мыувидим «молнию» —яркую, беловато-синюю искру в полспички длиной.
Cлайд 14
Значит треск, который мы слышим, это «гром»? Так и есть. Во время грозы он обычно приходит с запозданием. Только если молния вспыхивает близко, над самой головой, гром гремит почти сразу. Дело в том, что свет от молнии распространяется очень быстро, почти мгновенно. А звук идет медленнее, примерно один километр за три секунды. Потому он и отстает. А в нашем опыте, конечно, свет и звук доходят оба почти в один и тот же миг, потому что расстояние очень маленькое.
Cлайд 15
Cлайд 16
Электрическая ложка Поставим на стол две чистые и сухие бутылки. Лучше с широким горлышком. Нам ведь нужно будет положить на эти горлышки линейку. К линейке подвесим на шелковой ниточке авторучку так, чтобы ее нижний конец был на высоте 1 см от стола. Под ручкой положим на стол мелкие клочки бумаги.
Cлайд 17
Натриём шерстью палочку из сургуча или оргстекла и коснёмся ею верхнего конца ручки. Смотрим внимательно: что будет с бумажками? Нет, ничего не происходит. Они лежат спокойно. Видимо, опыт не удался? Но он и во второй раз не удается, и в третий.
Cлайд 18
А вот если на место ручки подвесить металлическую чайную ложечку, тогда другое дело. Бумажки придут в сильное беспокойство, как только мы коснемся ложки натертой палочкой. Гляди, гляди, как они запрыгали у нижнего конца!
Cлайд 19
Cлайд 20
Почему такая разница? Да потому, что ложка метал лическая, а металлы хорошо проводят электричество. Заряд, попавший с палочки, распространился по всей ложке. А пластмассовая ручка электричества не проводит. Вот заряд и остался на ее верхнем конце, на нижний не попал.
Cлайд 21
Теперь мы понимаем, почему все провода делают металлическими — медными, алюминиевыми, стальными? По металлу электрический ток идет хорошо. А чтобы он не ушел куда не следует, провода одевают в оболочку из резины или из пластмассы. Эти материалы электричества не проводят. Вывод:
Cлайд 22
Литература Учебник физики 7,8,9,10,11 классов Л. Касаткина. «Репетитор по физике» в 2-х томах, Ростов, педуниверситет. Физика. Решение задач: в 2 кн. – Мн.: Литература, 1997. – (Библиотека школьника)