Личность и деятельность Деятельность - это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов. Субъект деятельности – человек, занимающийся деятельностью.
Cлайд 6
Cлайд 7
Виды деятельности трудовая (имеет результатом создание общественно полезного продукта) творческая (дает новый оригинальный продукт высокой общественной ценности) учебная (направлена на приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для образования и последующей трудовой деятельности) игровая (средство познания окружающего мира посредством сюжетных и ролевых)
Cлайд 8
Самосознание личности Самосознание личности – это осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Составляющие компоненты самосознания: -когнитивная, -оценочная, -поведенческая.
Cлайд 9
Из приведенных примеров выберите те, которые характеризует поведение человека как индивида и как личности. Обоснуйте ответы. а) У девочки наблюдается медлительность в моторике, в речи, в мышлении, в возникновении чувств. Она медленно и с трудом переключается с одного вида деятельности на другой б) Сотрудник рассказывает коллеге, как он распределяет рабочее время в) Учитель внес предложения, осуществление которых значительно повысило успеваемость в школе г) У студента К. прекрасная дикция и приятный голос д) Мальчик записался в шахматный клуб е) Девушка отличается выразительной мимикой, резкими движениями и быстрой
Cлайд 10
Опираясь на данные характеристики, определите вид самооценки и дайте рекомендации по работе с детьми с разным уровнем самооценки. 1.Ребенок 5 лет отказывается от новых видов деятельности из-за страха не справиться, на занятиях не задает вопросы, не вступает в диалог с воспитателем. Во время совместных игр держится обособлено от остальных детей. 2. Пять лет девочке, любимый ребенок, большую часть времени проводит в семье, каждый день часа по 3-4 занятия/кружки по выбору, добровольно. Много общается с друзьями и детьми во дворе. Ладит отлично со всеми. Абсолютно уверена в том, что все, что она делает - безупречно. На уроках рисования учителю понравился рисунок соседа по парте, на что девочка сказала: "Ерунда, мои лучше!". После того, как учитель сообщила, что этот рисунок ей тоже нравится у ребенка началась истерика, со слезами побежала рвать свои.
Cлайд 11
Темперамент и характер Темперамент – генетически детерминированная совокупность динамических особенностей психики (таких как скорость, темп, интенсивность психических процессов и состояний), которые имеют тенденцию оставаться постоянными в течение всей жизни и определяют эмоциональный настрой, способы мышления, поведения и деятельности человека.
Cлайд 12
Свойства темперамента: чувствительность – способность ощущать, различать и реагировать на внешние раздражители; активность – степень внутренней потребности, тенденция индивида к самовыражению и эффективному освоению внешней действительности; реактивность – степень интенсивности ответной реакции на внешние и внутренние стимулы; проявляется в темпе, силе и форме реакции; темп психических реакций – скорость (быстрота) протекания психических реакций и психических процессов; пластичность – способность гибко, легко адаптироваться к новым внешним условиям; ригидность – инертность, медлительность в адаптации к новым внешним условиям; эмоциональная возбудимость – время реакции на раздражители, сила воздействия, необходимого для возникновения эмоций и скорость их возникновения; экстраверсия – преимущественная направленность на внешний мир, ориентация на социальные отношения; интроверсия – направленность на внутренний мир, ориентация на рефлексию, переживания, чувства; проявляется в замкнутости, некоммуникабельности, склонности к углубленному самоанализу.
Cлайд 13
Cлайд 14
Тип темперамента Характеристики Холерик Отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он не обуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт. Сангвиник Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. Обладая повышенной активность, и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов, стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке.
Cлайд 15
Тип темперамента Характеристика Меланхолик Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно оннеуверенв себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен и ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Флегматик Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения не выразительны и замедлены, так же как и речь. Он не находчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления,интраверт.
Cлайд 16
Cлайд 17
Характер (от греч. черта, признак, особенность) – это иерархическая совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности (черт характера), которые формируются в процессе жизнедеятельности и обусловливает типичные для человека способы поведения, деятельности и общения. Акцентуация характера (англ. character accentuation, от лат. accentus – ударение) – яркое доминирование некоторых черт характера (или их сочетаний) на другими, находящееся в пределах нормы психического здоровья.
Cлайд 18
Свойства и выразительные внешние признаки, отражающие характер личности
Cлайд 19
Задания: Иногда в качестве наказания ребенка оставляют одного в комнате. Для ребенка с каким типом темперамента это наказание окажется наиболее слабым? Аргументируйте свой ответ. Опишите как необходимо взаимодействовать с детьми различных типов темперамента.
Cлайд 20
Домашнее задание: тема «Способности» Определение «Способности». Классификация способностей личности. Уровни развития способностей. Направленность личности. Мотив, мотивация, потребность.