Групповая сплоченность одна их важных характеристик малой группы, от которой зависит устойчивость структуры группы, способность оказывать сопротивление силам, направленным на ослабление внутригрупповых связей, и, в конечном итоге работоспособность группы. Результатом измерения групповой сплоченности являются индексы, которые носят название коэффициентов (индексов) сплоченности.
Cлайд 3
Сплоченность как высокая контактность Такое понимание сплоченности основывается на гипотезе Г.Хоуманса о том, что между количеством, частотой и интенсивностью коммуникаций (взаимодействий) в группе и ее сплоченностью существует прямая связь. Методика измерения: схема наблюдения за взаимодействием в группе Р.Бейлза
Cлайд 4
Социометрический подход на основе предположения о связи между групповой сплоченностью и количеством и силой взаимных положительных или отрицательных выборов (Дж. Морено), то есть, сплоченность связана с уровнем развития межличностных отношений и эмоциональной окраской первичных связей. Методика измерения: социометрический тест
Cлайд 5
Сплоченность как величина привлекательности группы для ее членов (Л.Фестингер) Исходя из представления о сплоченности как взаимной симпатии, привлекательности или тяготения членов группы друг к другу, Е.Аронсон и Д.Линдер предлагали членам группы оценить друг друга по 21-балльной шкале от –10 («очень не нравится») до +10 («очень нравится»). Среднее арифметическое оценок всех членов группы и принималось ими за показатель сплоченности
Cлайд 6
Сплоченность как ценностно-ориентационное единство (А.В.Петровский) ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) - совпадение оценок и установок группы по отношению к объектам, значимым для группы в целом и относящимся к существенным сторонам ее совместной целенаправленной деятельности, и осознание этого согласия. Процедура измерения ЦОЕ: членов группы просят проранжировать ряд качеств (или объектов). Уровень сплоченности группы определяется как мера сходства рядов оценок.
Cлайд 7
Групповые нормы определяют стандарты поведения в группе и служат регулятором внутригрупповых отношений. нормы есть продукт социального взаимодействия, возникают в процессе жизнедеятельности группы либо вводятся более крупной социальной общностью. нормы формируются лишь относительно действий, имеющих значимость для группы. нормы различаются по степени допускаемой девиантности и диапазону применяемых санкций.
Cлайд 8
Определение понятий Конформизм Конформность Конформное поведения
Cлайд 9
Определение понятий Конформизм (от позднелат. conformis — подобный, сообразный), морально политический термин, обозначающий приспособленчество; пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений; отсутствие собственной позиции. (БСЭ, Кон И.С.)
Cлайд 10
Определение понятий явления, изучаемые в социальной психологии Конформность Конформное поведение (реакции)
Cлайд 11
Определение понятий Конформное поведение - изменение поведения или убеждений индивида в ответ на реальное или воображаемое групповое давление в тех ситуациях, когда нет прямого требования соглашаться с группой. Конформность – устойчивое свойство личности, которое проявляется в конформном поведении в разнообразных ситуациях.
Cлайд 12
Эксперименты по исследованию конформных реакций Музафер Шериф (Sherif, 1936) Гипотеза: конформность может проявляться в группе, состоящей их незнакомых людей Для проведения эксперимента использовался аутокинетический эффект – иллюзия видимого движения неподвижного источника света, наблюдение за которым ведется в абсолютно темной комнате
Cлайд 13
Результаты эксперимента М.Шерифа
Cлайд 14
Эксперимент С.Аша (Asch, 1951) Проявляется ли конформность по отношению к мнению малознакомых людей, если оцениваемый стимул поддается однозначной интерпретации? Участники эксперимента: 8 человек мужского пола (7 – в сговоре с экспериментатором, 1 – «наивный субъект») Легенда: эксперимент направлен на исследование особенностей визуального оценивания
Cлайд 15
Эксперимент С.Аша - стимульный материал
Cлайд 16
Эксперимент С.Аша: результаты Примерно 30% испытуемых давали неверную оценку, совпадающую с оценками «подставной группы». Студенты из контрольной группы, отвечавшие на вопрос конфиденциально, практически не допускали ошибок. 70% студентов по меньшей мере один раз проявили конформность. Только 25% сохраняли независимость суждений в ситуации группового давления. Социальная поддержка: снижение конформности до 6%.
Cлайд 17
Причины конформности Страх быть отвергнутым членами группы Стремление добиться признания в группе Желание человека соответствовать ожиданиям других людей
Cлайд 18
Механизмы конформности Нормативное влияние: мнение, высказываемое большинством, становится групповой нормой, которой следуют все члены группы. Информационное влияние: проявляется в тех случаях, когда необходимо вынести суждение относительно сложных (незнакомых) объектов (то есть в ситуациях неопределенности), а члены группы воспринимаются как эксперты.
Cлайд 19
Факторы конформности Индивидуальные: Возраст Пол (мужчины считают инакомыслие как способ выражения их компетентности, а женщины – умение сотрудничать и достигать согласия с другими членами группы) Интеллект Лидерские качества Устойчивость к стрессу Степень оценки собственной компетентности и восприятие индивидом компетентности большинства.
Cлайд 20
Факторы конформности Групповые: величина группы (достаточно 3-4 человек, единодушно выражающих свое мнение, является максимальным при размере группы 5-8 человек) групповая сплоченность однородность группы по какому-либо признаку
Cлайд 21
Виды конформности
Cлайд 22
Позитивные функции группового давления помощь группе в достижении целей; помощь группе в сохранении себя как целого; помощь отдельным членам группы в выработке точки отсчета, с которой в дальнейшем они могут соотносить свои мнения, суждения; помощь членам группы в определении своего отношения к социальному окружению ( это обеспечивает согласованность групповых действий, адаптацию группы в социуме).
Cлайд 23
Групповое давление и эффективность деятельности группы В экстремальной ситуации единство необходимо для сохранения и выживания группы. В стабильной ситуации единогласное принятие групповых норм может стать фактором регресса и развития деструктивных процессов в группе.
Cлайд 24
Нормативное влияние меньшинства процессы в группе, которые обеспечивают развитие, изменение групповых норм и препятствуют возникновению застоя. «сине-зеленый эксперимент» С.Московичи (Moscovici , Lage , Naffrechoux , 1969)
Cлайд 25
«Сине-зеленый» эксперимент Группа испытуемых из 6 человек: 2 «сообщника» и 4 «наивных субъекта» Стимульный материал: слайды голубого цвета, которые сообщники при каждом предъявлении называли зелеными Результаты: 8,42% выборов в экспериментальной группе – зеленый. В то время как в контрольной группе – 0,25%
Cлайд 26
Поведенческий стиль меньшинства Устойчивость поведения Уверенность в правоте своей позиции Изложение и структурирование соответствующих аргументов В группе, где сообщники вместо постоянного ответа «зеленый» в одних случаях говорили «зеленый», а в других – «голубой», показатель их влияния снизился до 1.25%
Cлайд 27
Идиосинкразический кредит (Е.Холландер) группа позволяет своим членам тем большее отклонение от групповых норм, чем больший вклад в достижение групповых целей они вносят. Это своеобразное разрешение на девиантное поведение. Поскольку лидер сильнее других членов группы ориентирован на группу, обладает наибольшей компетентностью в групповой задаче, то ему позволено отклоняться от групповых норм, если это способствует достижению групповых целей.